Международная выставка «Детство - 2013»

  1_small.jpgВ Москве в Крокус Экспо 13 – 15 марта 2013 года прошла международная выставка товаров для детей. Выставка эта проходит уже много лет и стала в России той площадкой, куда каждую весну ведущие производители и экспортёры России, стран Европы и Азии привозят и представляют свои товары для детей. Традиционно процентов 80, а то и больше - это игры и игрушки.
   В этом году в выставке приняло участие более 300 фирм и компаний.

   Я впервые попал на подобную выставку в марте 2009 года, когда искал компанию, которая взялась бы производить мои кубики. Тогда у меня всё получилось и такую компанию я нашёл. С тех пор я участвовал во всех выставках подобного уровня, и за это время сложилось определённое представление и заметны перемены в качестве товаров для детей.

  Какое впечатление в этот раз? Меня интересовали в основном игры и игрушки, которые производители или продавцы относят к категории " обучающих".   

 Китайских игрушек меньше не стало, скорее стало больше. Китайские компании сменили тактику - раньше они сами стояли на выставочных стендах и предлагали свой товар.      Теперь же они открывают в России свои представительства или ищут компаньонов и совместно ведут бизнес.
  Не знаю, что и как повлияло на производство игрушек в Китае, но качество игрушек за 3 года выросло очень даже сильно. Придраться не к чему, даже если сильно захочешь.
  Почему в наших магазинах и на рынках очень много игрушек из Китая откровенно плохого качества, я думаю, ответ довольно простой - оптовики и владельцы таких магазинов закупают игрушки в Китае у таких производителей, которые никогда на международную выставку не поедут показывать свой товар, - им там просто делать нечего. Соответственно и цены у них в закупке смешные. Только последствия игр с такими игрушками могут быть не смешными.

  Главная цель в этой заметке - разобраться с играми и игрушками в плане их обучающих и развивающих качеств.
   За 3 года очень резко возросла доля игр игрушек в их общем количестве, которые производители и продавцы представляют как «развивающие и обучающие». Если не принимать во внимание игрушки типа «копии и модели машин и другой техники», «кукла» и «мягкая игрушка», а также безделушки типа наклеек или украшений, то остальные практически все относятся к классу обучающих. Все продавцы и производители заверяют, что каждая игра и игрушка чему-то учит ребёнка. Видимо они все уловили тенденцию, и моду, что спрос на обучение и развитие детей вырос просто скачком и расти продолжает.

  Как же дела обстоят в реальности?
   Все разработчики и производители обучающих игр и игрушек пошли по одному пути - игрушку наделяют очень многими функциями - говорящий плакат; говорящая и поющая кукла или разные зверюшки; говорящая и сама «читающая» ручка - води ею по строчкам в специальной книжке и она «читает»; говорящая книжка - нажми куда надо и книжка всё сама расскажет или спросит ребёнка, а потом проверит ответ; ещё куча подобных «обучалок», у которых что-то двигается, мигает, светится и так далее.

Я очень старательно пытался понять - научит ли такая игрушка ребёнка тому, что заявляют авторы. Поскольку такие игрушки жестко и ограниченно запрограммированы и «умеют делать только то, что умеют», то там особенно не разбежишься - всё в пределах заложенной программы. Включить ребёнку воображение или пофантазировать не получится. Размышлять о чём-то тоже не получится, а значит и мышление не включается. Всё построено на том, чтобы привлечь внимание ребёнка, удержать это внимание какое-то время и на этой основе ребёнок должен что-то там запомнить и чему-то там научиться. Ну, скажем, запомнить буквы, или слоги, или цифры, или английский алфавит (сейчас это модно). Есть варианты, что ребёнок должен вставить пропущенную букву или выполнить сложение – вычитание и, даже, умножение. В случае удачного ответа игрушка «говорит», что «ты молодец!», а в случае неудачного, говорит - «подумай». Точно так же устроены различные детские «компьютеры». Всё рассчитано на память малыша, типа поиграет 200 раз и запомнит - куда он денется! Действительно, скорее всего, запомнит, особенно если будет играть сам и с интересом, а правильных знаний и навыков ДО этого заложено не было и обучение идёт практически «с нуля». А родители будут пребывать в спокойной уверенности, что ребёнок знает алфавит, в том числе и иностранный, чему-то там научился и что-то умеет, например, вставлять пропущенные буквы в слова, считать.

Насколько это соответствует правильному обучению малыша?  

Если коротко - в принципе не соответствует.

 И даже хуже - чаще всего ребёнок заложит у себя в памяти знания и навыки, пользоваться которыми не сумеет, когда ему реально придётся думать при последующем обучении реальной грамоте - чтению, письму и математике. И ни сам ребёнок, ни родители не будут понимать - в чём причина, ведь малыш «уже так много знает и умеет».Почему так? Те, кто придумывают подобные «обучающие и развивающие» игры и игрушки, практически ничего не знают о реальных механизмах обучения человека  (это нейрофизиология и психология, а это не их профиль), и исходят разработчики и производители из чисто коммерческого интереса - раз есть спрос на это, будет вам и предложение. Производителей не волнует - правильно учит их игрушка или нет. Игрушка с виду действительно кажется «умной» и продвинутой, да и качество приличное, а с последствиями они не заморачиваются - скорее всего они и не задумываются о них.

   Ещё одно направление - это умное конструирование чего-то конкретного или «как ребёнок придумает сам». Подобных игр и игрушек не так много - едва два десятка компаний набралось, которые работают в этом направлении. Тех, кто делает или предлагает игры типа «построй башню или домик из простых кубиков - брусочков», я сюда не отношу, потому что это не конструирование, а обучение ребёнка простейшим навыкам (что, конечно же, тоже очень важно, но это другое). А уже у этих двух десятков компаний лично мне понравились не более полутора десятков игр и игрушек, где действительно нужно работать и руками, и головой. А самое главное, что это не надоест ни 5-летнему, ни 15-летнему. Там реально нужно включать голову, там реально нужно включать фантазию, воображение и всё остальное.

  Похожее направление - это собрать модель, например, яхты, корабля, машины и так далее. Причем, модель эта будет действующая, и с ней можно будет играть. Самое главное, что в этих конструкторах не все детали даются готовыми, - многие нужно будет ребёнку самому сделать или доделать из заготовки. Здесь тоже нужно поработать головой и руками. Ребёнок реально учится читать чертёж, разбираться с конструкцией, что-то мастерить руками, заниматься сборкой, подгонкой. В общем, всё как в реальной жизни. Жалко только то, что подобных предложений единицы.

  Сильно продвинулись разработчики разных магнитных конструкторов. Довольно много интересных предложений и для самых маленьких, и для детей постарше. Действительно можно собрать что-то замороченное и сложное. Работает и голова, и руки. Развивает здорово и координацию движений, и ловкость пальчиков, и воображение, и фантазию. Вариантов сборки у больших наборов конструкторов очень много и можно напридумывать самому. Ещё недавно ничего подобного не было.
 

 Ещё одно направление в играх, которое выросло на порядок за пару лет. Ребёнку предлагается что-то сделать из пластилина и других подобных материалов (а их напридумывали очень много). Также очень много предложений нарисовать, раскрасить различные готовые шаблоны и картинки из специальной пластмассы или же сначала что-то сделать, а потом раскрасить, или же «нарисовать» картину в раме по эскизу и раскрасить. Направление этих игрушек - развивать фантазию, воображение, уметь лепить, рисовать, раскрашивать и так далее, а итоге - и обучает, и развивает голову и руки. Очень полезное занятие для малыша от 2-3-х лет и до 12 -14 лет точно можно найти.
   

3_small.jpgПоявилось довольно много логических игр. В основном это настольные игры. Мне очень сложно представить - КАК в них будут играть малыши, скорее это для детей – школьников постарше, да и то для тех, кого хоть как-то развивали до того как … Там реально нужно думать и иногда покруче, чем в шахматах. Но, направление очень перспективное и если разработчики опустятся до возраста детей – дошкольников, то польза будет колоссальная.

  Игрушки из дерева. Эта категория игрушек увеличилась больше всего, видимо потому, что пластмасса уже всех достала (особенно китайская). Да и мода пошла - это экологически безопасно. Что сразу бросается в глаза, так это то, что если игрушка не чисто развлекательная, типа «петушок на палочке», каталки - качалки, свистульки и так далее, то её сразу приспосабливают для обучения ребёнка счёту или логике. Нужно или считать, или что-то собрать (иногда прилично сложное). Ну, собрали пять раз, потом ещё пять раз, ну просто  подчитали или пересчитали и что? Где сама ИГРА - непонятно.

 Нет ИГРЫ, в которой нужно самостоятельно думать и принимать решения, чтобы кого-то обыграть (да хоть самого себя!) - не будет и интереса у ребёнка или же он сразу пропадёт. В итоге очень с виду навороченные игрушки и поэтому дорогие, реально-то мало чему научат.

Кубики с буквами или с цифрами рассматривать не буду, - об их бесполезности  и даже вредности для обучения чтению и математике у меня написано достаточно и в другом месте.

 Направление физического развития ребёнка. Если раньше были разработки типа - надень и бегай или прыгай, и тому подобные предложения или домашние тренажёры и спортивные комплексы, которые собираются – разбираются, и всё это развивалось и усложнялось, чтобы покруче и посолиднее выглядело, то теперь появились действительно «умные» игрушки, которые буквально заставляют развивать и ловкость, и координацию движений и ещё много чего нужного для ребёнка в плане физического развития. И это при том, что ребёнок сам будет с удовольствием играть, хотя это и даёт приличную физическую нагрузку, которой он в другой ситуации точно постарается избежать. Всё построено на принципе соревнования хоть с кем-то, хоть с самим собой. И это работает! Здесь разработчики точно попали в плане психологии обучения и развития ребёнка.
 

Рынок кукол и мягких игрушек подробно рассматривать не буду, скажу только, что количество предложений огромно, а качество такое, что когда дают подержать в руках и посмотреть, то назад отдавать не хочется - сам бы игрался.

  Ну, и последнее, что рассмотрю - это та, в основном печатная продукция (книжки, карточки, лото), которая по идее должна научить ребёнка читать, считать, решать, логически мыслить и так далее. Предложения здесь очень большие, потому что спрос постоянно растёт. Родители понимают, что ребёнка к школе нужно готовить. К тому же, это то, чем и я занимаюсь и мне здесь всё более интересно. 

  Если рассматривать раздельно форму и содержание всех этих «развивающих и обучающих» материалов, то по форме они различаются иногда очень сильно, - всё зависит от возможностей издательства или компании, от фантазии и креативности разработчиков и дизайнеров, оформителей и редакторов. В этом плане чего только не придумали. Решения и исполнение действительно классные. Но ...                                                                                   К сожалению, форма и исполнение практически блокируют критическое восприятие и анализ содержания в плане того, а правильно ли эти книжки, карточки, лото и другие подобные игровые материалы обучают малыша элементарной грамоте - читать и считать.

  Самый простенький пример, - ФОРМА написания БУКВ, которые  "изучают"  с ребёнком и он их ЗАПОМИНАЕТ (в том числе и ФОРМУ  -  КАК эта буква выглядит НАПИСАННОЙ на бумаге), а затем учат малыша складывать эти БУКВЫ и читать свои ПЕРВЫЕ СЛОВА,  так вот эта ФОРМА букв в детских книжках не соответствует тому, что ребёнок запомнил!  А КАК  с этим ляпами взрослых ребёнок будет разбираться?  Получается, что на самых сложных и ответственых начальных этапах обучения мы как специально создаём малышу искусственные трудности , а потом ломаем голову  -  почему он не понимает простых вещей? Но, на это несоответствие  НИКТО не обращает внимания! А кто должен обращать на это внимание, редактор или издательство что ли? Оно им надо?  И эти ляпы допускают абсолютно все издательства детской литературы, как обучающей, так и художественной.

 

По содержанию. Содержание тоже, конечно, различается, но смысл у всех один - в итоге ребёнок должен научиться читать или считать. Вот здесь как раз и ничего не изменилось в лучшую сторону. Я бы даже сказал, что в книжках 40-летней давности всё было проще и понятнее для ребёнка. А сейчас такое впечатление, что каждый разработчик или дизайнер, или, даже методист, если он принимал участие в разработке сюжета игры или книжки, так вот каждый старается превзойти остальных в оригинальности, в креативности, в оформлении и так далее. И вся опора - на восприятие родителями формы и качества исполнения книжки или игрушки - они же всё это покупать потом будут. А это уже рынок и бизнес. Собственно обучения ребёнка тому, о чём заявляется на обложке или в рекламе там нет, вернее - оно в корне неверное. Опять же потому, что опора в содержании делается на привлечензапоминания через многочисленные повторения или через эмоциональное восприятие. Родителям и детям нравится, что книжка или игра ну очень интересные, красочно оформленные и ребёнку нравится играть, читать, повторять и запоминать. Идеальный вариант обучения. Если бы не одно но ...

Нужно понимать и знать, что обучение через интерес ребёнка и через эмоции самое быстрое, прочное и надёжное. Только вот есть ещё одно условие, которое в итоге и определит - научился ребёнок тому, чему вы хотели. Это условие - правильное обучение. И это не методики, это не какие-то супер – пупер игры и игрушки, - это просто технология. Как в химическом производстве, например. Каждому понятно, что там химик – технолог, да и самый обычный работник не станет смешивать реактивы и вещества а бы как или - что под руку попадёт, или сначала будет брать самые красивые и которые лучше всех пахнут, например. Там всё строго по времени, всё по порядку и в нужных дозах. Также понятно, что будет, если не соблюдать технологию. В лучшем случае - ничего не будет и зря потратит время и деньги (всё же имеет свою цену), а в худшем … - (придумайте сами).

Я в этой статье не буду расписывать технологию правильного обучения ребёнка (у этой статьи другая тема), скажу коротко, что технология правильного обучения опирается на два умственных процесса человека - мышление и восприятие. Мышление на первом месте. С большим отрывом от остальных умственных процессов - внимания, восприятия, речи и памяти. Потому что эти остальные работают практически всегда при любом обучении, а вот организовать мышление ребёнка в нужном направлении удаётся не всегда, а только при правильном обучении.

Так вот игр, игрушек и других пособий с эффектом правильного обучения - когда мышление работает в нужном направлении и ребёнок, обучившись, сможет применять свои знания и умения на практике, вот такого игрового и обучающего материала очень и очень мало - практически единицы. Повторюсь, что здесь я рассматривал только обучение навыкам чтения и математики.

Что вы можете вынеси полезного для себя, прочитав этот обзор по игрушкам? Главный вывод - выбирать игры и игрушки нужно, ориентируясь не только на их «красивость» и качество. Прикиньте хоть приблизительно - «ЧТО» полезного даст малышу игрушка или игра.