КУБИКИ ЧАПЛЫГИНА
МЕТОДИКА ЧАПЛЫГИНА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ

Здесь вы узнаете - как появились " кубики Чаплыгина ". Узнаете прямо от автора. А написать я решил, потому что чего только не сочиняют разные "знатоки" на разных сайтах, понятия не имея ни обо мне, ни о сути методики обучения детей чтению по моим кубикам.

Родился я  в городе Балхаше в Казахстане. Там же окончил школу, техникум. После службы в армии, вернулся домой, но работать пошёл не по специальности, а тренером в детскую спортивную школу, где до армии сам тренировался 8 лет. Поступил учиться на заочный факультет Омского государственного института физической культуры. В итоге проработал детским тренером почти 35 лет. Из успехов на этой работе - три медали учеников на первенствах Советского Союза среди юниоров.


Поскольку работа с детьми, - это практически работа в обычной школе, то проблемы детей в учёбе и проблемы школы знаю не из телевизора и не по слухам.


В 1994 году мы переехали жить в Россию, поселились в Белгородской области, и было у нас в семье трое детей - старшему 15, а младшему 3 годика.


Старшие сын и дочь научились читать до школы и каких-то проблем с этим я даже и не помню. Сейчас я думаю, что колоссальную роль сыграло то, что им было прочитано даже не сотни детских книжечек, рассказов и стихов, а буквально тысячи. Да и они видели, что родители всё время что-то читают. Это пример для детей и его роль довольно велика.


Младшему предстояло идти учиться в сельскую школу (мы живём в селе недалеко от Старого Оскола) и нужно было научиться читать ещё до школы. Во-первых, в 1 класс нужно было идти в 98-м году, а это далеко не 83-й, когда старший читать научился. Школа стала другой, требования другие, методики другие. Во-вторых, уровень обучения в сельских школах никогда не был равен городскому уровню. Исключения были всегда, но, к сожалению, это только исключения.


Конечно, читали ему тоже много, а учить читать стали по «Азбуке для детей» Льва Толстого. Попалась мне такая в книжном. Это было переиздание книжки писателя, а написал он её более ста лет назад.


 А в этой «Азбуке» есть обращение Льва Николаевича к родителям, чтобы не начинали обучение ребёнка чтению с изучения букв, это, по его мнению и опыту, создаёт ребёнку кучу ненужных проблем - ребёнок не понимает, КАК буковки соединяются вместе в целом СЛОВЕ и прочитываются сразу слитно и целиком, да так, чтобы СЛОВО стало понятным!


В «Азбуке» была табличка со СКЛАДАМИ, которую составил сам Лев Николаевич и была она вообще на первой странице, вот её то мы и заучивали без всяких хитростей - БА, БУ, БО, БЕ, БИ, БЯ, ВА, ВУ, ВО, ну, и так далее, но, при этом, пытаясь сразу же находить и прочитывать простенькие слова со знакомыми СКЛАДАМИ и в книжке, и вообще где угодно.

А ещё особенность этой «Азбуки» Льва Толстого в том, что сам алфавит был размещён на последней странице, чтобы с него не начинали учиться чтению!


Мы никуда не спешили и как-то незаметно, но к 5-ти годам Никита стал читать сам. Причём, он как-то САМ догадывался, если не знал или забыл, что если, ну, например, склады НА, НУ, НИ он помнил, то когда попадалось, например, ДА, то он мог без подсказки продолжить - ДУ, ДИ и так далее.

Сейчас, спустя много лет, я просто знаю, что вот такие обучающие моменты и ситуации - это очень мощная фишка в обучении ребёнка, по сути - это самообучение, когда всё запоминается с первого раза.

Теперь я знаю, ЧТО обеспечивает эту фишку и это самообучение ребёнка, - её обеспечивает одна из важнейших функций интеллекта под названием «предсказание». Это не то, что нам по телевизору показывают всяких «предсказателей» и «экстрасенсов».

Этой функцией обладает мозг каждого человека, но чтобы использовать эту функцию в решении проблем и новых задач, её нужно развивать с детства. В волшебника ребёнок не превратится, конечно, просто он будет «видеть» решение на шаг впереди и раньше других, к тому же «видеть» там, где другие вообще ничего могут и не увидеть.


Теперь, практически все обучающие и развивающие игры, задания, упражнения, которые я придумываю для детей, обязательно включают в себя и эту, и другие подобные фишки работы интеллекта. Кстати, и сам интеллект от таких игровых ситуаций, упражнений и заданий развивается очень даже прилично, ведь есть же такой закон природы, что «развивается только то, что тренируется!».


Где-то в это же время мне попалась статья в «Аргументах и Фактах» про новую методику обучения детей чтению. Это была методика Николая Александровича Зайцева.

Основой его методики было правило, что учить ребёнка чтению нужно не через запоминание букв и алфавита, как было принято в школьной программе, а через запоминание складов. К тому же на кубиках, где всегда рисовали букву и картинку, он заменил всё это на одну или две буквы, которые являлись СКЛАДАМИ в языке и в письме. Я не знаю, как Николай Александрович дошёл до этой идеи, но это оказалась очень правильная идея.


В 98-м наш Никита пошёл в школу и уже умел читать где-то 70 слов за минуту. Кстати, и тогда, и сейчас по государственным стандартам за чтение 45 слов в минуту в конце 1-го класса ставят «пятёрку». Кроме него, в школу пришёл ещё только один читающий мальчик. С первой учительницей нам повезло, - замечательный человек, и замечательная учительница.


Примерно в это время мне попалась книжка Зайцева Н. А. по обучению детей чтению и математике. Попробовал разобраться, ведь идея-то мне очень нравилась, да мы и сами так же научили читать ребёнка, и совсем не нравилось, - как учат детей чтению в школе, - я же всё это видел на работе и знал от детей.


Но вот насколько классной была идея учить ребёнка читать по складам на кубиках, настолько же сложной оказалась для меня лично методика, вернее даже не методика, а методы, упражнения, задания и так далее. Да, - все занятия игровые, да, - детям интересно, они не устают, всё легко запоминают и обучаются читать и считать.

Но оказалось, что самые большие трудности выпадают не на ребёнка, а на взрослых, если они решаются учить ребёнка таким способом.

Чтобы провести занятия с детьми на таком уровне, как предписывает методика Зайцева Н. А., нужно ещё ДО того как, обучить этим методам и приёмам взрослого человека - воспитателя, учителя или родителей.

Просто так достать кубики Зайцева из коробки и заняться обучением чтению не то что не получится, - толку будет мало, а ребёнку не интересно. Только специальные игровые занятия, упражнения и так далее дадут хороший результат.


Только ну очень большие энтузиасты – родители смогли освоить такое обучение.

Даже не во всех центрах раннего развития это хорошо получалось, видимо воспитатели не до конца вникли в тонкости и методики, и процесса обучения по кубикам Зайцева. Механически повторить такие вещи не удаётся.


Поскольку такие интересные идеи всегда западали мне в голову (а может и я на них западал), то я стал думать - ЧТО такого на основе этой идеи - «учить детей чтению не по буквам, а по складам», можно придумать, чтобы и ребёнку было элементарно понимать процесс образования и прочтения целого СЛОВА, и родителям было очень просто в процессе обучения. Ведь по-честному, - мало кому охота заморачиваться, хочется попроще и побыстрее.

 

 

Как были придуманы динамические кубики 


Задача была типа - ЧТО и КАК нужно изменить в подаче ребёнку учебного материала, чтобы малышу стало легче и проще понимать - КАК буковки соединяются в целом СЛОВЕ и КАК получаются новые звуки, когда буковки меняются. Абсолютно все родители отмечают, что именно этот момент в обучении чтению для ребёнка является самым сложным и непонятным при обычных способах обучения - через запоминание букв.


Поскольку мы сами очень легко прошли обучение чтению через освоение складов, то мысли и крутились вокруг этих складов, вокруг правил словообразования в языке. Выяснилось, что только склад является, образно говоря, элементарной и естественной частичкой целого СЛОВА. А обучение через БУКВЫ и через СЛОГИ, это просто искусственная методика, которая противоестественная по природе языка, отсюда и чуть ли не все проблемы в обучении чтению.


Решение оказалось очень простым - нужно соединить ДВА кубика, которые вращались бы относительно друг друга, а на сторонах кубиков нарисовать БУКВЫ - на одном кубике «согласные» чёрного цвета, а на втором - «гласные» красного цвета.

Получился готовый склад «согласная - гласная», а если кубики по очереди крутить, то всё время получается новый склад, новый звук.

Ребёнку сделать это очень легко и, главное, - ему АБСОЛЮТНО понятно - КАК заменой одной буквы мы получаем другой звук и другое СЛОВО. Было МА, повернули - стало МУ, повернули - стало МЕ, затем МИ и так далее.

Оказалось, что здесь и объяснений-то никаких и не требуется - ребёнок САМ всё понимает, улавливает эту закономерность с первого раза и легко обучается складывать и прочитывать целые СЛОВА.

Это та фишка обучения, та особенность работы нашего интеллекта, о которой написано выше, и о которых я узнал позже. А тогда я просто догадался.


Конструкция была готова и осталось просто подобрать буквы по составу. Это был 99-й год.
Потом целых пять лет было не до кубиков из-за разных проблем.

 


Если кто помнит, то в начале нового века в стране начался «бэби – бум» и пошла буквально мода на раннее развитие детей. А может быть и молодые родители пришли к пониманию, что жизнь стала совсем другой, другими стали программы и требования в школе и если ребёнок придёт в 1-й класс не умеющим читать и считать, то ему будет очень сложно всё успевать делать и осваивать программу.


Году в 2005 я решил доделать кубики, и чтобы это был готовый обучающий набор. К этому времени в продаже появилось достаточно много разных «обучалок», литературы, методик.

Просмотрев насколько это было возможно всё, что предлагалось родителям, я не нашёл ничего принципиально нового в методах. Просто все авторы и производители взяли старое и красиво всё это оформили. Под красивым фантиком не было ничего такого, что реально облегчит понимание ребёнком процесса составления и прочтения целого СЛОВА.


На подбор комбинаций и сочетаний букв на кубиках ушло около года. Конечно, каждый день этим не занимался, но сейчас я вижу, какой объём работы был проделан - перепробовано было буквально тысячи вариантов сочетаний.

Задача была в общем-то простая - найти такие сочетания, чтобы каждый кубик имел максимально большие возможности в составлении огромного количества слов, а самих кубиков в наборе, должно быть как можно меньше. Вываливать на стол перед ребёнком кучу кубиков не есть правильное решение - КАК он с ними будет разбираться и находить что-то нужное?


Когда варианты букв были подобраны, начал искать компанию, которая бы взялась производить эти кубики. Но мне сказали, что если это действительно такая классная штука, то нужно патентовать, иначе никто не возьмётся делать - люди сделают и у них тут же скопируют.


Подал заявку в Роспатент, прождал полгода и приходит ответ, что подобные конструкции известны и применяются в технике. Причём тут техника? У меня кубики с буквами! Да и ещё один аргумент для отказа - в 1928 году американец запатентовал подобное.

Я потом не поленился и разыскал в архиве библиотеки Роспатента копию патента американца. Там оказалась просто игрушка, не имеющая к обучению никакого отношения, и его конструкция состояла из 3-х десятков кубиков, а у меня в конструкции всего два кубика! И, тем не менее, эксперт что-то там разглядел похожего. Что делать - у них свои правила.


Когда я где-то в обед прочитал в письме решение об отказе в регистрации, у меня случилось состояние приличного стресса, ведь я-то на тот момент уже знал, что ничего подобного по эффективности и простоте в плане обучения ребёнка чтению просто нет.


Наверное, это стрессовое состояние как-то повлияло, но уже к вечеру у меня была готова принципиально другая конструкция кубиков - я просто поменял взаимное расположение осей вращения кубиков относительно друг друга, и добавил некоторые детали.

Стало чуть сложнее это производить, но зато вдвое выросло число возможных комбинаций букв на одном кубике, что позволило на треть сократить количество кубиков в наборе, и при этом возможность составлять разные слова и предложения возросла раз в десять.


Снова подал заявку в Роспатент и через три месяца получил ответ, что Патент на конструкцию кубиков, как средство для обучения детей чтению мне зарегистрировали.



Что мы имеем сейчас? Просто для сравнения:


Один кубик Зайцева имеет 6 вариантов складов, а у меня один кубик имеет 40 вариантов складов.


Два кубика Зайцева дают 72 варианта сочетаний складов и из них есть возможность составить до 5 слов, а два моих кубика дают 3200 вариантов сочетаний, что позволяет составлять до 70 слов.


Дальше нет смысла сравнивать, потому что разница в количестве вариантов комбинаций складов составляет десятки тысяч. Количество же возможных слов, составленных из трёх кубиков, различается в десятки раз.


Эти примеры показывают возможности разных кубиков в составлении слов. Отпадает необходимость заучивать наизусть склады на большом количестве кубиков, чтобы составить и прочитать свою первую сотню слов.


Даже просто разобравшись с одним! моими кубиком за 2 – 3 дня, ребёнок, при минимальных подсказках взрослого, где даже не подсказывать и показывать нужно, а просто задавать правильные вопросы ребёнку и направлять его мысль в нужную сторону, и, при этом ещё составив несколько десятков слов, вы вместе добьётесь самого главного - ребёнок поймёт и усвоит принцип чтения - как это вообще делается?

А три кубика позволяют составить и прочитать уже более 500 слов.


Кстати, такое огромное количество возможных комбинаций складов на двух или трёх кубиках смущать не должно, по той причине, что ребёнку нет никакой необходимости запоминать их.

Это просто возможности кубиков - взяли для занятия три кубика и составили полтыщи слов, а остальные лежат в сторонке и не отвлекают внимание малыша.


Но самое главное отличие моей методики от методики Зайцева Н. А. и, тем более, от всех остальных даже не в количественных возможностях по составлению слов, и отличия эти в цифрах не измеришь, самое главное отличие в том - КАК работает, скажем так, голова ребёнка во время обучения. Самое главное - в огромной разнице в работе процессов восприятия, мышления и памяти, что очень даже сказывается на развитии интеллекта.


Но об этом нужно читать у меня в другом месте.


Получив патент, я потратил ещё полтора года и кучу денег на поездки по фабрикам игрушек. Все говорили, - да, здорово, - насколько всё понятно и просто, прикольно даже и непривычно. Но, видишь ли, вот это-то как раз может оказаться большим препятствием в продажах - родители просто не поверят, что научить чтению можно за несколько дней! - они-то знают - какая это проблема. А мы вбухаем пару миллионов в производство и что?


В декабре 2008 года в Питере на самой большой в стране фабрике игрушек «Нордпласт», генеральный директор сказал мне, что всё это действительно просто и замечательно, но делать мы пока не будем, а совет дать могу - обратись в НАИР, может что подскажут.


НАИР - это Национальная ассоциация игрушечников России. Обратился, показал кубики президенту НАИРа - Цицулиной Антонине Викторовне, ей понравилось и меня пригласили выступить у них на совещании - сделать что-то вроде презентации.

Приехал в феврале 2009 года, выступил перед комиссией из спецов, которые всё понимали в обучающих и развивающих игрушках, им тоже понравилось и мне предложили бесплатно место на Международной выставке игрушек в Крокусе.

Выставка была в марте, там я познакомился с компанией «Умница». Желающих делать такие кубики было достаточно, ведь на такие выставки съезжаются практически все производители игрушек со всей страны. Но я остановился на «Умнице». Уже осенью, на другой Международной выставке товаров для детей в Экспоцентре в Москве, «Умница» представила кубики всем желающим.


В 2010 году на разных Международных выставках игрушек обучающему набору кубиков «Читаю легко» присудили две золотых медали.


За три года я много чего ещё придумал для обучения детей чтению и математике.


Есть разработки по грамотному (без знаний правил орфографии) и красивому письму, по начальному обучению математике, настольные игры для обучения ребёнка математике и логическому мышлению, таблицу умножения теперь можно освоить, просто поиграв в интересную игру. Надеюсь, что уже скоро будет завершена большая игровая методика по развитию интеллекта у детей.


«Умница» уже выпускает мою новую «обучалку», теперь по математике - «домино Чаплыгина» «Считаю легко».


Волгоградская компания «Царицынская игрушка» выпускает очень классно сделанный набор кубиков «Ступеньки к чтению», который по своим обучающим свойствам нисколько не уступает набору «Читаем легко», потому что там в методику обучения чтению заложены те же самые принципы и правила обучения ребёнка, просто изменилась конструкция, а в итоге изменились игры и упражнения.


«Краснокамская фабрика деревянной игрушки» выпускает мою новую разработку - шашки, где играть нужно по моим правилам. Игра имеет много уровней сложности и рассчитана на возраст от 4-х лет и на любой уровень развития малыша. Обучает ребёнка математике в объёме программы для 1-го класса. Поиграли раз двадцать, и 5-летний ребёнок освоил математику за первый класс.


Все разработки и игрушки отличаются от всего того, что продаётся в магазинах в самом главном - в моих играх, если ребёнок не «включит голову», то и даже просто играть не получится, не то что чему-то научиться. «Включить голову» означает включить в работу восприятие, воображение, мышление, память и интеллект - идеальный вариант обучения!


Если понаблюдать за детьми в игре, когда они с увлечением играют сами, без вмешательства взрослых, то можно легко заметить, что дети сами всё так и делают - «включают» в игре восприятие, воображение, мышление, память и интеллект. Это природный дар ребёнку. Вот я и пользуюсь этим даром в своих разработках обучающих и развивающих игр для детей.


 А взрослые, пытаясь чему-то научить ребёнка, как правило, эту возможность и этот дар не используют. Соответственно и результат такой же - и детей мучают, и сами мучаются от непонимания - «ну почему мой малыш не понимает таких простых вещей?».

 Учить детей нужно по их природе, а не по понятиям, тогда и проблем не будет и детки будут учиться легко и с интересом.