ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ
   

За три с небольшим года, как появились «кубики Чаплыгина», меня сотни раз спрашивали про них, про методику, про трудности в обучении чтению, про то, как от них избавиться, а ещё лучше - избежать. Вопросов было очень много, но все их можно сгруппировать по темам, по проблемам и так далее, потому что, как оказалось, - у всех практически одинаковые проблемы, практически у всех отсутствуют знания о том, «как правильно обучать ребёнка» и это понятно, - кто и где у нас объяснял родителям вопросы обучения и развития ребёнка?
Я разместил здесь часть переписки и ответов на вопросы, которые задавали мне мамочки на почту, на сайтах и форумах.
(ошибки исправил, а стиль письма сохранил)

Tatiana SCH
А у меня к вам вопрос: как правильно учить ребенка буквам - буквами или проговаривая звуки?

Евгений Чаплыгин
Татьяна, спасибо за вопрос. По опыту общения с родителями, которые сами берутся учить детей читать, этот вопрос входит в первую тройку, когда спрашивают на тему обучения ребёнка чтению.
Мой ответ будет совершенно неожиданным для всех, а не только для тех, кто не знаком с моей методикой обучения ребёнка умению читать.
Ответ: буквы учить не надо. Вообще не надо. Даже, если скоро в школу, а в возрасте Вашего малыша (меньше трёх лет) - тем более не надо. Более того, - в подавляющем большинстве случаев (это очень сильно зависит от действий мамочки) очень хорошо заученные буквы буквально останавливают у ребёнка образование навыка чтения и родители просто не знают - ЧТО с этим потом делать и КАК быть дальше. Живые примеры на эту тему можно найти на различных форумах в сети, где мамочки обсуждают проблемы обучения чтению.
Да, забыл упомянуть, что буквы учить не надо, только если учить ребёночка читать так, как я предлагаю.
И ещё. Почитал комментарии выше и у меня вопрос сразу ко всем: а зачем Вы учите таких маленьких ( меньше трёх лет!) буквам, цифрам, чтению и счёту?

Tatiana SCH
Спасибо за ответ. Ну, например я специально не учу ребенка, просто это ей интересно! Сначала я расклеила в её уголке красивые картинки с буквами - как бы для красоты - ей нравилось - подходить разглядывать - я озвучивала сначала картинки - кто нарисован, как говорит - потом стала озвучивать и буквы – подойдет, скажу – нет, специально не заставляла... Ближе к году очень ей хотелось посидеть с папой за компом - что там показывать? Мультики не интересовали - стали показывать азбуку - дочь в восторге. Так и выучили - сначала дочь говорила на М - мама, П- папа, то есть не буквы а с чем ассоциируется, а сейчас говорит хорошо - буквы которые проговаривает - называет звуками. Сама берет книгу и где есть крупные буквы - показывает – называет - делает вид, что читает... Теперь вот буду к слогам переходить. Зачем? Я-то не настаиваю, но у дочери есть к этому стойкий интерес! А если есть, то что делать, не обращать внимания?
И цифры так же - от старшей дочери осталось много книг по математике для деток - смотрит с удовольствием, сама несет именно эти книги, тычет пальчиком - читай! Подарила месяц назад - доску с вкладышами - пальчики и цифры - фаворит! Каждый день сама достает - складывает, перекладывает - я попутно озвучиваю - предметы до 3-х включительно - спросишь сколько не задумываясь отвечает. По порядку до десяти считает. Когда укладываю спать, требует, чтобы я не песни пела, а считалки рассказывала. На НГ было подарено много разных игрушек - а ей понравился плакат с цифрами и картинками.
Так что у нас не я её учу - а она меня заставляет! Разве это плохо?

Tatiana SCH
А вашей методикой заинтересовалась, пойду почитаю, присмотрюсь - может как-раз ваших кубиков нам не хватает.
Спасибо!

Мама Тёмыча
Наш буквы не признает, но любит цифры. Специально не учим, просто они были на наших буквах, я называла - сын повторял. А чем это плохо? Ведь всем разное интересно...

Евгений Чаплыгин
Нет, Анастасия, это не плохо. Просто детям в этом возрасте интересно всё или почти всё. И особенно то, чем мы, взрослые, занимаемся. Смотрят в книгу (это про нас), а картинок там нет! И им интересно - зачем мы туда смотрим?

Елена Маколкина
Может не в тему. Моя племянница, Вика, когда ей было 4 года, наблюдала за бабушкой, когда та читала книгу. И говорит: бабушка ты что читать не умеешь? Бабушка: Умею. Вика: А почему ты молчишь?
А по теме. Моя дочь с 1,5 лет интересуется буквами. Многие знает и узнает их.

Евгений Чаплыгин
Нет, Елена, как раз в тему. Но, надо понимать, что примерно до 3-х лет дети воспринимают буквы и цифры как картинки и запоминают их точно так же. Пользоваться этими знаниями, то есть складывать из них слова и читать или считать по написанным цифрам они не могут. Это не хорошо и не плохо. Это возрастные особенности развития, это законы биологии, физиологии, психологии, короче - законы Природы. Ускорить это сложно, да и не нужно - всему своё время.

Tatiana SCH
Мне вот прям стало даже очень интересно. Вы человек, который давно занимается, я так пониманию, проблемой развития детей, разработали свою методику, почему вас удивляет стремление детей к познанию в раннем возрасте? Я вот по старшей дочери заметила, что до 3 лет было как-то проще её чему-либо научить, чем в старшем возрасте. Малыши они ведь как губки с благодарностью впитываю любую информацию - так пусть это будет полезная информация, чем что-то другое. До года моя младшенькая уже знала всех животных, в книжках все предметы показывала - уже надо было предлагать что-то новое - перешли к цветам - формам - а дальше? Мы перешли к буквам и цифрам. А может надо было что-то другое?

Евгений Чаплыгин
Вы всё правильно сделали. А стремление детей всё познать, потрогать, попробовать - это вообще основа нормального развития.

Tatiana SCH
Просто вы спросили, - зачем учите таких маленьких. А вот теперь я действительно думаю, а что дальше? Как не пустить ситуацию на самотек - а плавно развивать дальше? Раз есть понимание букв - развита речь (говорит достаточно много) - плавненько переходить сразу к чтению? Я планировала заинтересовать сначала слогами, а теперь, столкнувшись с вашей методикой задумалась.

Looney tunes
В садике мою дочку ( ей 2 года и 4 месяца) научили считать до десяти на трех языках. И еще, она понимает ( и отвечает ) , что если к одному предмету докладывают еще один, то их становится два, если было два яблока и одно съели, то осталось одно. Мы ее специально этому не учили , " жизнь научила".
А в год и восемь, когда вместе рисовали, как-то по ходу она выучила фигуры: овал, круг, прямоугольник, квадрат, треугольник и ромб. Цвета к двум годам выучила - почему бы и нет?
Много стихов и песен знает наизусть - просто запоминает то, что ей читают или поют.
А вот буквы - никак не запоминает! А и О путает. На букву О может сказать " нолик" . Правда, если сказать ей нарисуй букву О, то рисует кружок. Но дальше буквы О мы не продвигаемся, причем у нее нет терпения или желания учить буквы. А вот считать предметы может с удовольствием и долго!

Евгений Чаплыгин
То, что у Вас написано до изучения БУКВ, Вы делали, можно сказать, идеально. Молодцы. А БУКВЫ оставьте в покое. Толку от них ещё долго не будет, а сбить в голове программу обучения или, что ещё хуже, - "установить неправильную программу" - ещё хуже, - голова - компьютер работать не будет, или будет работать не так как Вы хотите, а причину потом Вы не увидите. Помучаетесь и будете всё "переустанавливать", а это ох как тяжело, - голова ребёнка не комьютерная железка, - ей такие манипуляции не нравятся.

Looney tunes
Спасибо большое ! А как вы считаете, когда имеет смысл начинать учить буквы?

Евгений Чаплыгин
Выше в дневнике я написал, что если учить ребёнка чтению по моей методике, то буквы предварительно заучивать не надо.
По моей методике, ребёнок 5 - 6-ти лет, даже не знающий НИ ОДНОЙ буквы, через три дня начинает САМ СОСТАВЛЯТЬ и ЧИТАТЬ СЛОВА. Естественно, у 4-х или 3-х- летних детей этот срок удлиняется до 5 - 10 дней.
Если знает несколько букв или половину алфавита, но не понимает, как из букв складывать целые СЛОВА, то такому ребёнку хватает одного занятия 10 - 15 мин., чтобы начать самостоятельно составлять слова и читать их.
Всё это расписано в моей методике обучения детей.
Если учить ребёнка общепринятым способом или ЛЮБЫМИ другими способами (даже самыми модными), то в принципе нет большой разницы, когда начинать учить буквы - за очень редким исключением все мамочки сталкиваются с одной и той же трудностью - ребёнок не понимает - КАК соединять отдельные буквы в слова. Это проблема, которая у всех решается очень сложно и долго - намучиться успевают все, и дети, и родители, и учителя. ПОЧЕМУ это происходит и КАК этого избежать, опять же очень подробно расписано у меня в методике.

Tatiana SCH
И еще ответьте, пожалуйста, может и глупо прозвучит, но мне очень интересно! Как вы относитесь к методике Г. Домана?
Просто я со старшей занималась по этой методике чтением - слова на карточках знала в огромном количестве - а читать не смогла - учились по старинке - буквы, слоги... Но у старшей и не было такого интереса, как у младшей.
А детки да все разные - у меня в окружении - наши ровесники еще не разговаривают. И нет интереса к книгам, стихам, буквам.

Евгений Чаплыгин
Татьяна, вопрос не глупый, а серьёзный.
Отвечаю.
Глен Доман - американский врач. И методику обучения разрабатывал для больных детей. Результаты получил поразительные. Так, КАК он научил, не смогла научить никакая другая методика. Потом решили, что раз смогли обучиться больные дети, то здоровые ещё лучше научатся! Методику адаптировали под здоровых детей, а потом она стала даже модной. Вот такая история.
Как я к ней отношусь? Отношусь нормально - она работает и очень даже развивает детей. Именно так - развивает, а обучает меньше. Это в классическом понимании смысла слов "развитие" и "обучение". Только надо учесть, что работает она где-то до возраста 3 лет. Это особенность её содержания, особенности приёмов и методов обучения и развития, заложенных в эту методику.

Tatiana SCH
Да вот в том-то и дело, я занималась чтением со старшей дочерью - она по карточкам в 2.5 года легко считывала слова – знала, где и что написано, но именно на карточке - а если то же слово, но в другом месте - то уже не читала. Интересно почему? И читать мы потом учились - буквы, слоги... И только так стали читать. Правда память очень хорошо развита, стихи даже не учит.

Евгений Чаплыгин
Татьяна, Ваша дочка слова не "считывала" в буквальном смысле этого слова. Она их "узнавала" как картинку и называла, предварительно запомнив после многочисленных повторов. Приведу пример, - конечно же, на такой идиотский эксперимент с дитём никто не пойдёт, но если даже выучить ВСЕ буквы хоть в 1,5, хоть в 2,5 года, а затем написать на карточках любую фигню, ну, типа, - пльгевл или уаымеэън, а затем показывать и говорить, что там написано "кукла" и "машина", то ребёнок именно так и запомнит. Запомнит - как сфотографирует. Потом если показывать эти карточки и спрашивать, что тут написано, - он и будет "читать" - кукла и машина.
Точно также обстоит дело и с цифрами. Основам счёта нужно учить совсем по-другому.
Так что все попытки заниматься "чтением" до 3-х лет к настоящему чтению отношения не имеют. У меня все эти моменты хорошо расписаны в методике обучения ребёнка.

Tatiana SCH
Спасибо! Теперь понятно все с этими карточками. А цифры мы не учим просто так - а проговариваю количество предметов - в принципе понимаю, что сама по себе цифра не несет для ребенка смысловой нагрузки - а просто как картинка. То есть на вопрос - «сколько?», моя дочь может ответить - 1, 2 или 3 . Именно количество, а не какая цифра здесь написана. Любит формы от сортировки в ряд расставить - она ставит - я количество проговариваю или цвет или форму называю. Вы ведь правильно говорите - главное для ребенка младшего возраста - игра. Играя можно много чего запомнить, в том числе и количество предметов. Надеюсь это правильно?
А вообще у меня нет цели научить читать рано во что бы то не встало. Интересуется буквами - проговариваю, но как то не настаиваю - тем более не делаю это специально - конечно если вижу результат - правильно названная буква - радуюсь и хвалю ребенка!
У меня нет такого, чтобы специально отведенное время, да еще по несколько раз в день проговаривать буквы, цифры.... Нет! Принес ребенок книжку - читаем, смотрим, нет, я не настаиваю! Думаю что правильный подход - не переусердствовать в своих стараниях.
Раньше она смотрела картинки с буквами и больше заостряла внимание на картинки, а сейчас больше обращает внимание на сами буквы - берет книгу, открывает первую страницу, где название крупными буквами и именно в буквы тычет пальчиком и проговаривает их - сама без моей помощи.
Может я плохо объясняю, как она себя ведет с этими буквами, но поверьте, буквы она может именно прочитать, узнать в любом месте, в любом цвете, шрифте, то есть знание не основано на определенной картинке - как в случае с карточками.

Евгений Чаплыгин
Татьяна, всё, о чём Вы написали, совершенно понятно. И обучение счёту в общем-то верное, - математике малышей нужно учить наглядно, выполняя ряд обязательных условий, куда входит и освоения такого понятия, как "количество". А есть ещё ряд важных понятий, без освоения которых математическое мышление не развивается, а родители решают, что "КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ИНДИВИДУАЛЕН и МАТЕМАТИКА - ЭТО НЕ ЕГО ПРОФИЛЬ". И, конечно же, - через игру.

Теперь опять по чтению и ПРО БУКВЫ,
Я всё пытаюсь донести до Вас и до других родителей, которые пытаются учить буквы, очень простую мысль - знание букв ДО начала освоения настоящего чтения очень даже осложнит ребёнку понимание КАК прочитать слово, даже если он УЖЕ знает ВСЕ буквы, из которых состоит это слово.

Tatiana SCH
То есть память мы развили, а чтению не обучились - значит так и должно было быть?
Что-то я совсем запуталась.

0lga
Нет это методика такая, я лично лучше чем по старому букварю не знаю ещё как научиться читать Мальчишек учила по старому букварю эффект отличный и быстро научились. Дочек планирую тоже, но дочки как- то позже идут в развитии, жду когда воспринимать будут. Они у меня ещё все двуязычные

Евгений Чаплыгин
Я как-нибудь поподробнее распишу - почему методика Глена Домана не учит детей читать текст и вообще - ребёнок не может прочитать слово, если оно написано в другом месте, а не на карточке.

Tatiana SCH
Спасибо! Буду ждать ответ, а то мне это уже лет так 10 покою не дает, все думаю - где я допустила ошибку и почему так получилось. Поэтому с младшей я пошла другим путем. Очень интересно!

evelin-eva
Очень нужная тема!!!
Я не умею учить читать!
У меня не хватает ни фантазии на это дело, ни нервов, ни.. чего-нить еще нужного.
Считаю, это очень важным навыком, жизненно важным.
Но я не умею!!! Учить, в смысле.
Спасибо за статью.

Евгений Чаплыгин
Эвелина, у Вас уже есть опыт обучения чтению двоих ребятишек. Если коротко и не трудно - а ЧТО было самым сложным и у детей, и у Вас? КАКИЕ моменты дети долго не понимали?
Спасибо.

evelin-eva
Начинали с алфавита. На этом же этапе допустили ошибку с "А, БЭ, ВЭ", т.е. с дополнительными звуками.
И конечно, в слогах пошли эти "Э" вместо "мама" получалась "мэамэа"
Долго бодались за "чистоту" звуков.
Потом попались прописи Олеси Жуковой. Они нас сдвинули с мертвой точки.
У меня нервов на этот процесс не хватает.
Сейчас сложности у старшей в чтении: стесняется читать вслух и не запоминает длиные слова...
За сына даже боюсь браться.

Luminary
Очень интересно почитать про Вашу методику. Спасибо за статьи. А у меня такой вопрос: в чем принципиальные различия Ваших кубиков от кубиков Зайцева? И ещё один, вытекающий из предыдущих обсуждений - если с методикой Домана возможен (даже скорее наиболее вероятен) вариант, когда ребенок воспроизводит слово исключительно на карточке, не бывает ли таких же случаев с Вашими кубиками? то есть когда ребенок читает только по ним, а увидев то же самое слово, но в книге (соответственно написанное одним цветом и внутри текста), затрудняется в прочтении? конечно, они динамические и слова получаются разные, но все равно ведь идет привязка к обучающему материалу (кубик).

Евгений Чаплыгин
Чтобы развёрнуто ответить на Ваши вопросы, нужно будет написать статью и, даже не одну.
А пока отвечу совсем коротко.
И методика Николая Александровича Зайцева, и Глена Домана, и общепринятая, и те, что придумывают родители для своих малышей, все они основываются на ПАМЯТИ ребёнка.
Всё обучение опирается ТОЛЬКО на ПАМЯТЬ.
А все сопутствующие игры, задания и упражнения, которые прилагаются к этим методикам, призваны всего лишь ОБЕСПЕЧИТЬ интерес к обучению и высокий эмоциональный фон занятий, чтобы обеспечить более легкое, более эффективное ЗАПОМИНАНИЕ!
Конечно ПАМЯТЬ у детей, не та, что у нас уже. НО ... .
Обучение ребёнка (да и нас тоже!) по природе своей требует участия и других умственных процессов.
Для справки - в обучении (в принципе чему угодно) участвуют: ВНИМАНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЬ и ПАМЯТЬ.

И если хоть немножко подумать (а ещё лучше - разобраться в этом), то становится очевидным, что память играет в этой цепочке процессов самую последнюю роль и, даже, - самую малую. Все знают, что ребёнок сходу запоминает всякую, на наш взгляд!, ерунду - память для детей очень редко бывает проблемой.
И хотя должно быть понятно, что в обучении должны согласованно участвовать ВСЕ вышеперечисленные процессы, среди них ведущие роли принадлежат ВОСПРИЯТИЮ и МЫШЛЕНИЮ.

А теперь короткий ответ на Ваш вопрос:
Я построил свою методику, опираясь на ЭТИ два умственных процесса, потому, что есть закон Природы - КАК будет ВОСПРИНЯТО, ТОЧНО ТАК же будет и ПОНЯТО (мышление). А когда малыш всё ПРАВИЛЬНО воспринял, то он всё ПРАВИЛЬНО понял, и, главное, - он СРАЗУ же получает РЕЗУЛЬТАТ - составленное и прочитанное СЛОВО, а ТАКИЕ события не забываются.
Нет необходимости заучивать какие-то "кусочки знаний" типа букв, - всё делается в один приём и самостоятельно.
Конечно же, мама рядом, но НЕ УЧИТ, а направляет МЫСЛЬ ребёнка в НУЖНУЮ сторону, просто задавая НУЖНЫЕ вопросы.

По второму вопросу.
Нет, Ирина, таких проблем в конце обучения НЕ возникает, потому что эти вопросы решаются по ходу обучения. Методика предусматривает, что в итоге ребёнок будет УЗНАВАТЬ и ЧИТАТЬ слова, где бы они не были написаны.
Ванечкина
Евгений Васильевич, подскажите, пожалуйста. Мы наклеили алфавит, где буква и к ней картинка. Получается, что ТАК лучше не учить ребенка буквам (вернее, мы произносим звуки), а "дождаться" Ваших кубиков (ребенку 8,5мес)? А может, оставить только буквы? Или, наоборот, для общего развития и запоминания предметов оставить картинки (получается, что это уже не будет иметь отношения к чтению)?
Евгений Чаплыгин
Конечно, оставьте только картинки, показывайте и рассказывайте. Побольше читайте малышу и книжка чтобы была большая, картинка понятная и герои узнаваемы, а текста - две строчки на страницу.
А буквы малышу лет до трёх, что для Вас, да и для меня тоже, что китайские иероглифы - разница не большая.
Учить читать нужно по-другому. Совсем по- другому. Тогда и проблем, ни с обучением чтению, ни с самим чтением у ребёнка не будет.

elhen
Мне очень нравится идея обучения чтению слогами. Сначала мне понравилась идея Домана. Но потом закралась мысль о "китайской грамоте", где каждому слову соответствует свой иероглиф (в нашем случае) картинка. То есть, ребенок изначально захламит свой мозг несколькими сотнями слов-картинок, а все остальные все же придется начать читать по буквам. Затем ознакомилась с методикой Зайцева. Я слишком ленива для попевок, склеивания кубиков и следования другим требованиям методики Вот теперь читаю о Ваших кубиках.
Удовольствие, скажу без скромности, довольно дорогое. Поэтому, прежде, чем их покупать, хотелось бы больше, чем 50% вероятности того, что они подойдут для меня и моего ребенка. Я вижу их преимущества, но пока еще не знакома с недостатками. К сожалению, положительные отзывы других мам для меня не показатель. Можно легко найти столько же восторженных мам, которые считают, что достигли больших успехов благодаря методике Домана или других методик.
Охотно верю, что ребенку понравится работать с кубиками и самостоятельно складывать слова. Но будет ли он с такой же легкостью читать слова, сложенные мамой, а позже и слова на бумаге? Не будет ли переход с одного носителя (кубики) на другой (книга) тем же процессом переучивания, то и при составлении слогов из букв? Следует ли закреплять слова, распознаваемые на кубиках прочтением тех же слов на других носителях? Можно ли одновременно со слогами учить и буквы, используя одинарные кубики? Ведь рано или поздно ребенок столкнется с необходимостью изучения алфавита. Я так поняла, что нужно будет идти от обратного: показывать, что слог "ма" состоит из двух значков-букв. Вопросов еще много, но, думаю, в процессе общения некоторые сами отпадут. Спасибо

Евгений Чаплыгин
Отвечаю на вопросы elhen
Здравствуйте, Алина.
Вопросы классные, а рассуждения и мысли ещё лучше. Хотя понятно, что такие вопросы на пустом месте не возникают.
Попробую ответить.
По поводу понятий «слоги» и «склады». У меня обучение чтению по складам (у Зайцева тоже), а в школе по слогам. Какая разница? Просто огромная, это просто РАЗНЫЕ НАВЫКИ чтения и последующего письма. Чтобы ПОДРОБНО объяснить, нужно писать статью. А коротко: РЕЗУЛЬТАТ обучения по СЛОГАМ - безграмотное письмо и обязательное знание правил правописания, которые может быть помогут писать без ошибок; РЕЗУЛЬТАТ обучения чтению и письму по СКЛАДАМ - грамотное письмо, даже без знаний правил правописания (правила расстановки знаков препинания сюда не относятся).
Про дорогое удовольствие. Есть слова «цена» и «ценность». При одинаковом корне в словах, это просто РАЗНЫЕ понятия, за которыми стоят РАЗНЫЕ последствия. За «ценой» стоят деньги и только деньги. Конечно, их можно потратить и на другое, возможно также очень нужное и полезное. И вот здесь нужно делать ВЫБОР между тем и другим. А это всегда трудно. И вот здесь играет роль «ценность». В рублях её не измеришь, все её понимают по-разному и каждый делает свой выбор.

Расписывать преимущества обучения чтению по своим кубикам я не буду по простой причине, - чтобы что-то сравнивать с чем-то, эти два или более объекта сравнения должны обладать СХОДНЫМИ свойствами или характеристиками. Только тогда можно объективно говорить о каких-то деталях и сравнивать. Под свойствами и характеристиками в нашем случае я понимаю «биологические закономерности и принципы обучения человека», а не «инновационные методы обучения», придуманные хоть кем - без разницы.
Пусть не скромно, но я скажу - у этого способа обучения на сегодняшний день нет ни аналогов, ни конкурентов. Поэтому сравнивать объективно не с чем. Коротко, почему так, я подробно уже написал в других статьях и комментариях. Все известные способы обучения (включая методику Н. Зайцева) опираются на ПАМЯТЬ ребёнка, а мой метод обучения опирается на ВОСПРИЯТИЕ и МЫШЛЕНИЕ ребёнка. Обучение с опорой на ВОСПРИЯТИЕ и на МЫШЛЕНИЕ на порядок, а то и более превосходит по результатам обучение с опорой на ПАМЯТЬ. Это изучает и объясняет психология и нейрофизиология. Отсюда и разные последствия обучения, и разная ценность полученных знаний и навыков.

Ответы на другие вопросы.
Слова на бумаге или где-либо читать будет также легко, потому что обучение этому заложено в методику.
Переход с одного носителя на другой проходит без проблем и переучивать не придётся, так как НАВЫК прочтения слова закладывается сразу с первого занятия самостоятельным составлением нового СЛОВА. Переучивать приходится, когда с самого начала идут не тем путём.
Следует ли закреплять слова, составленные на кубиках, прочтением их на других носителях? Ответ Вы и сами знаете и все знают. Конечно, следует, а для чего мы вообще учимся читать? Чтобы читать всё, что хотим и где хотим. Этот момент обязателен при любом способе обучения чтению.
 Отдельно буквы заучивать не нужно. Отдельно заученная буква не несёт никакой информации для ребёнка, - всё должно иметь смысловую нагрузку. Пример: на первом кубике ребёнок освоит сочетания МА, ПА, КА, ША. Освоит через составление слов МАМА, ПАПА, КАША, МАША (а всего на первом кубике составляется около 60 слов), а затем всё просто и понятно для малыша МА-Й-КА - ВЫ добавили букву Й и он её запомнил; ПА-Л-КА - добавили букву Л и он и её запомнил; КА-Ш-КА - добавили Ш, малыш её тоже запомнил. Главное, что ему без лишних объяснений ВСЁ ПОНЯТНО и он сразу правильно всё ВОСПРИНИМАЕТ.
Вроде на все вопросы ответил.

elhen
Спасибо за развернутый ответ
Евгений Чаплыгин пишет:
По поводу понятий «слоги» и «склады»
В украинском языке и то, и другое "склады", поэтому сформулировала на автомате по принципу кальки Разница мне понятна и бессмысленность заучивания большого количества грамматических правил тоже. Я в детстве очень много читала и в школе писала грамотно интуитивно. А вот, когда дело доходило до правил, то затруднялась сказать по какому из них написала то или иное слово. Просто помню, что оно пишется так, а суффиксы, окончания и ударения меня мало волновали.
Евгений Чаплыгин пишет:
объекта сравнения должны обладать СХОДНЫМИ свойствами
Для Вас, как автора, это очевидно, а обывателю со стороны часто не видно принципиальной разницы между некоторыми методиками. Там кубики, тут кубики, ну и ладно
Евгений Чаплыгин пишет:
добавили букву Й и он её запомнил
Он запомнил звук, а при поступлении в школу желательно знание алфавита. Да и в садике их точно будут учить читать. Я так понимаю, есть смысл приступать к домашнему обучению, прежде, чем ребенку забьют голову чепухой в садике. Не возникнет ли в дальнейшем у ребенка конфликт полученных дома навыков с новым для него методом обучения в садике? Хотелось бы не только научить ребенка читать, но и не отбить у него охоту к познанию окружающей действительности.

Евгений Чаплыгин
Когда человек пишет грамотно без знаний Правил правописания называется "орфографической грамотностью", а когда при чтении текста в глаза бросается любая ошиПка в словах, называется "орфографической зоркостью". Похоже, что Вы обладаете и тем, и другим. У меня, кстати, точно так же. И ещё, кстати, эти качества развиваются, причём у ребёнка 5-ти лет легче, чем у более старшего, например. Просто нужно всё правильно сделать с самого начала обучения грамоте. И у меня в методике все эти моменты прописаны.
Что касается садика и школы - голову будут забивать, - это точно. А если Вы позаботитесь чуть раньше, то основа будет заложена и вся эта чепуха ему не повредит. Конфликтов МЕТОДОВ обучения, как опасаются многие мамочки, не происходит. Это просто заблуждение от незнания ЧТО и КАК работает у нас в голове. Просто поверьте и примите, как факт. Человек, даже маленький, фильтрует информацию и если ДО ТОГО КАК ... образовался правильный ОПЫТ, который комфортен человеку при использовании, то вся "чепуха" просто проигнорируется сознанием. Иначе мы бы все с ума посходили к окончанию той же школы .
Интерес, любознательность и охоту к познанию и к обучению отбивает не методика, и прививает не методика, даже если она супер-пупер методика, а тот, кто занимается с ребёнком. Так что всё в руках Ваших.

торопыжка
Уважаемый Евгений, правильно ли я поняла, что до трех лет не стоит учить буквы и вообще чтению. У нас Букварь Домана-Маниченко с листалками и карточками, читая его методику пришла к выводу, что алфавит пока точно нам не нужен, но мой сынок ни к листалкам ни к карточкам никакого интереса не проявляет, я и не тороплю, а теперь еще и прихожу к выводу, что убрать всю коробку надо подальше. В нашем окружении все друзья сверстники уже учат алфавит, я даже показывать не хочу буквы (и плевать на свое самолюбие, пусть мой сын и не знает алфавита в свои год и девять), прошу вас успокоить меня - с какого возраста есть смысл вообще начинать учить чтению. А еще: где можно почитать вашу методику, ваши статьи, чтобы понимать, о чем речь лучше. Все правила русского языка всегда знала на отлично, но пишу до сих пор неграмотно (надеюсь это издержки обучения, а не наследственно ), сынок один, и он обязательно должен быть грамотным, развитым и вообще самым-самым, поэтому все не нем пробовать не хочу, сначала сама все изучу, а потом уже с ним заниматься.
klavdiyka
здравствуйте. а у меня такой вопрос к вам: почему ребенок с возрастом все выученное забывает? мы в 1.5 года знали почти весь алфавити считали к 2 годам до 12. сейчас нам 3.7 и мы не можем сосчитать и до5 не сбившись. постоянно вылетает из головы двойка. алфавит мы только в детском компьютере знаем. я ей распечатала и развесила по всей комнате буквы с картинками, на них она не может ответить, что за буква

Итак, вопросы и ответы

 

1. Правильно ли я поняла, что до трех лет не стоит учить буквы и вообще чтению?

 

2. Пришла к выводу, что алфавит пока точно нам не нужен. Все друзья - сверстники уже учат алфавит, я даже показывать не хочу буквы (и плевать на свое самолюбие, пусть мой сын и не знает алфавита в свои год и девять).

 

3. С какого возраста есть смысл вообще начинать учить чтению?

 

4. Все правила русского языка я всегда знала на отлично, но до сих пор пишу неграмотно (надеюсь, что это издержки обучения, а не наследственно).

 

5. Сынок обязательно должен быть грамотным, развитым и вообще самым-самым, поэтому все на нём пробовать не хочу, сначала сама все изучу, а потом уже с ним буду заниматься.

 

6. У меня такой вопрос к вам: почему ребенок с возрастом все выученное забывает?

 

7. Мы в 1.5 года знали почти весь алфавит и считали к 2 годам до 12. Сейчас нам 3.7 и мы не можем сосчитать и до 5, не сбившись, постоянно вылетает из головы двойка. Алфавит мы только в детском компьютере знаем.

 

8. Я ей распечатала и развесила по всей комнате буквы с картинками, на них она не может ответить, что за буква.

 

9. Где можно почитать вашу методику, ваши статьи, чтобы лучше понимать - о чём речь?

 

Ответы по порядку.

 

1. УЧИТЬ чтению не нужно ни до трёх лет, ни после трёх лет. Чтение ребёнок должен ОСВАИВАТЬ. И это не игра слов, и не игра в терминологию. Ни Вы, ни кто-то ещё НЕ УЧИЛИ своих детей РАЗГОВАРИВАТЬ. РЕЧЬ - это одно из главных отличий ЧЕЛОВЕКА от остальных представителей животного мира. Ребёнок САМ медленно и упорно ОСВАИВАЛ речь. Каким-то образом ускорить это осваивание Вы не смогли бы, даже если бы сильно захотели. Вы только помогали, поправляли и подсказывали , но НЕ УЧИЛИ - скажи А, скажи БЭ и так далее все ЗВУКИ русской речи. Ребёнок СЛУШАЛ Вас и окружающих, а затем пытался повторять и копировать. Единственное, на что здесь можно влиять, так это на качество и словарный запас ребёнка. Если с малышом много разговаривать (не сюсюкаясь и не каверкая речь), читать ему сказки и стишки, показывать красивые и понятные картинки, объяснять, что там нарисовано, то Вы заложите у него самый лучший фундамент для развития речи и интеллекта. И если Вы будете использовать хоть тот же букварь Домана - Маниченко или карточки в таком вот плане, то польза для развития будет конечно, просто не ожидайте образования навыка чтения. НАВЫК чтения образуется совсем по-другому.

 

Если заниматься по моей методике, то буквы учить не нужно ни до трёх, ни после трёх лет. Их не нужно УЧИТЬ ни по каким Азбукам, Букварям, кубикам с картинками и буквами, книжкам с картинками и буквами, различным «говорящим» и магнитным азбукам. Их вообще не нужно УЧИТЬ ни по каким-то другим методикам или другими способами, даже игровыми, которые мамочка может сама придумать.

 

Почему так?

 

Потому что БУКВА сама по себе не несёт для ребёнка НИКАКОЙ информации и не имеет для него никакого смысла в отрыве от СЛОВА.

 

Я знаю, что найдётся немало «спецов» - языковедов и лингвистов, методистов и логопедов всех уровней, учителей «русского и литературы», которые категорически не согласятся. Но это их, скажем так, «работа» и их хлеб. И доработались они уже до того, что в начальных классах дети пишут ЯАБЛОКО, ЮУЛА. Потому что им по учебной программе, составленной такими вот «спецами», объясняют, что буква Я звучит в разговоре и при чтении как «ЯА», а буква Ю, как «ЮУ». Но вы детки, не путайте, - хоть мы и слышим ДВА ЗВУКА, писать надо ОДНУ БУКВУ! И преподносится это всё как освоение ребёнком фонематического слуха. А родителям логопеды всех уровней «забивают» голову утверждением, что без «фонематического слуха» ребенок ни читать, ни грамотно писать не научится.

 

Эти «учёные» тёти и дяди сочиняют свои диссертации, а Вы потом мучаетесь с ребёнком. Другие слова, кроме как «забить голову ребёнку всякой фигнёй», сюда не подходят.

 

Для РЕБЁНКА имеет смысл ТОЛЬКО ТА информация, с которой он САМ что-то сможет ДЕЛАТЬ! Это и «золотое правило» и своего рода тест на ВСЕ обучающие задания, которые Вы (и все остальные!) ему даёте. Сможет что-то ДЕЛАТЬ потом и САМостоятельно! с новым знанием, - можно «давать» ЭТО знание. Не сможет - не приставайте к малышу!

 

Я для себя определил и на этом строится методика, что РЕЧЬ устная и РЕЧЬ письменная, а также ЧТЕНИЕ в основе своей стоит НЕ на звуках, а на СЛОВЕ, как основной и элементарной составляющей мыслительного процесса. Только СЛОВОМ мы можем обозначить наши мысли, чувства, ощущения. Попробуйте ДУМАТЬ о чём-либо НЕ используя СЛОВ! Не получится. Да и смешно утверждать, что можно думать буквами или звуками. Все люди думают, пишут и читают при помощи СЛОВ, а ЗВУКОВ при этом могут не издавать. И вот ЭТО заложено Природой. Нужно просто в этом разбираться и грамотно использовать. Спецы – психологи могут возразить, что мыслить можно и без слов, - образами, например. Можно. Только всё равно за каждым образом стоит СЛОВО. Каждый образ имеет свой словесный эквивалент. Да само мышление имеет смысл тогда, когда в итоге получаем либо картинку, либо ощущения, либо делаем выводы и всё это описывается СЛОВАМИ.

 

Осваивать осмысленное чтение текста до трёх лет не получится, хотя научиться читать отдельные слова возможно. Осмысленное чтение текста основано на развитом восприятии и мышлении. Эти умственные процессы «дозревают до настоящего чтения» где-то к трём годам.

 

2. Про БУКВЫ и про алфавит в год и девять (это же как надо «забить голову» уже взрослым людям?) ответил выше.

 

На своё самолюбие плевать не надо, а то понизится самооценка, а это не есть хорошо. Нужно просто «иметь свою голову», знания и набраться терпения и мудрости, чтобы во всём разобраться и применять.

 

3. Начинать «учить чтению» очень даже есть смысл с рождения. Это не шутка и не противоречие написанному выше. Просто дело в том, - какое содержание вкладывать в слова «учить чтению». Если общепринятое содержание - учить буквы, затем пытаться учить слоги, затем пытаться читать слова, складывая буквы и слоги, то - без разницы, когда начинать. Мучиться будете и Вы, и дитё. Когда малышу надоест эта бестолковщина, в которой он не видит смысла, он включит защиту - слёзы, капризы, истерики и т. д., и т. п. Когда взрослому надоедает, он, или бросает это дело, - пусть школа учит (им, как сказала одна мамаша, за это деньги плотют), или берутся за наказания малыша, или отдают его Центр раннего развития.

 

А если разумно подойти, то и разговоры с малышом с рождения, и чтение, и песенки, и игры, и действительно хорошие мультики, - всё это развивают РЕЧЬ устную, которая является основой речи письменной и чтения. Всё это также идеально развивает ВОСПРИЯТИЕ и МЫШЛЕНИЕ. А ПАМЯТЬ у детей просто безразмерная. И вот на ТАКОЙ основе, когда ВОСПРИЯТИЕ, МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЬ и ПАМЯТЬ хорошо развиты и работают согласованно, ОСВОИТЬ ЧТЕНИЕ возможно буквально за несколько занятий. Я гарантирую, что при занятиях по моей методике, ребёнку 5 – 6 лет хватает на это ТРИ дня. Ребёнку помладше, конечно может потребоваться и неделя, и две. А куда спешить 3-х-летнему? Зато это будет осмысленное чтение, а не складывание слов из букв или звуков (кто как учил).

 

Моя методика обучения построена на самой активной работе процессов ВОСПРИЯТИЯ и МЫШЛЕНИЯ, как основы интеллекта и успешного обучения в принципе - чему угодно. Все остальные методики обучения опираются исключительно на ПАМЯТЬ ребёнка. В итоге добиваются, что ребёнок запоминает то, что от него требуют, но … . Обучение и развитие - это не запоминание огромного количества информации. К тому же это не просто разные слова, это разные понятия и разные процессы. Настоящее обучение и развитие предполагает развитие способности осмысленно и разумно ПОЛЬЗОВАТЬСЯ своими знаниями. А без развитого ВОСПРИЯТИЯ и МЫШЛЕНИЯ применять свои знания осмысленно и разумно не получится. У ребёнка точно не получится, - он обязательно что-то напутает или забудет. Потому что ПАМЯТЬЮ тоже надо уметь пользоваться и этому надо учить. За то, КАК мы пользуемся своей памятью, отвечает наш же интеллект. Повторюсь, уровень развития интеллекта зависит от уровня развития процессов восприятия, мышления и памяти. Очень похоже на замкнутый круг, но это и правильно, - всё в голове должно работать согласованно и если одно звено слабое, мышление, например, то и остальные процессы будут работать на таком же уровне, - самое слабое звено и будет задавать темп и эффективность работы системы. Здесь Природу не обмануть никакими заумными упражнениями или методиками.

 

Я уже писал в других статьях и комментариях - из чего состоит и на чём основывается обучение. В основе любого обучения лежит одновременная и согласованная работа умственных процессов - ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ, РЕЧИ И ПАМЯТИ. Включаются они в работу именно в такой последовательности.

 

ВНИМАНИЕ ребёнка легко привлечь и организовать. Достаточно показать что-то новое или необычное. Но, если он не сообразит или не придумает, - КАК с этим можно ему играть, и хорошо бы, что бы у него что-то получалось, то сначала он потеряет к новому интерес, а потом переключит своё внимание на другое. Поэтому на первый план выходит не привлечение ВНИМАНИЯ, а его удержание.

 

ВОСПРИЯТИЕ - это своего рода ключ к МЫШЛЕНИЮ и пониманию, а также своего рода ФИЛЬТР, через который проходит новая информация. И это первый и САМЫЙ важный барьер для ребёнка в обучении новому (для нас, кстати, точно так же). Уже писал ранее, что «как будет ВОСПРИНЯТО, точно ТАК ЖЕ будет и ПОНЯТО и точно ТАК ЖЕ попадёт в ПАМЯТЬ. И чего Вы потом хотите от ребёнка, если неправильно подали ему информацию или подали правильно, а сама информация была неправильной? Он-то может и запомнит, а толку-то?

 

МЫШЛЕНИЕ. Все примерно понимают, - что это такое. Не буду здесь долго расписывать, скажу только, что у меня в методике заложена такая фишка, когда ребёнок САМ собирает СЛОВА. Собирает, используя КЛЮЧ, о котором я писал в других статья. Процесс «сборки» новых слов можно сравнить с конструктором. Понятно, что сконструировать что-то путное можно только «включив» МЫШЛЕНИЕ. По-другому не получится. Потому что мышление по-другому просто не «включается». Оно «включается» только тогда, когда надо что-то изменить, переделать, собрать целое из частей или разделить целое на части. Эти умственные операции, собственно говоря, и являются обучением чему-либо.

 

РЕЧЬ. Также все примерно правильно понимают значение развитие речи у малышей. Способы известны - чтение, стишки, игры, хорошие мультики и разговоры с малышом.

 

ПАМЯТЬ. У детей до трёх лет почти фотографическая, а после трёх лет «подключается» МЫШЛЕНИЕ и информация может фильтроваться - всё, что не приобретает для ребёнка смысл или не задевает его эмоции - пролетает мимо или - «в одно ухо влетело, из другого вылетело». Знакомо, правда?

 

Что Вам делать? Учиться самим. А кто Вам говорил, что всё это элементарно? Всё ЭТО становится элементарным (и действительно таковым является!), когда есть ПОНИМАНИЕ того, ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ Вы делаете с ребёнком. Всё остальное самообман, - Вы же не скажете никому, что не понимаете - ЗАЧЕМ Вы делаете то, что делаете?

 

Кто знает другой вариант, поделитесь.

 

4. По вопросам Правил грамматики и грамотного письма. Здесь возможны три варианта:

 

Человек отлично знает ВСЕ Правила русского языка и пишет грамотно. Это БОЛЬШАЯ редкость.

 

Человек плохо знает Правила и пишет безграмотно. Это сплошь и рядом.

 

Человек плохо знает Правила, но пишет грамотно. Это, кстати, гораздо чаще, чем первый вариант.

 

Наверняка многие задумывались над этими вопросами и хотели бы иметь разумные объяснения этому.

 

Попробуем разобраться коротко (подробно этот вопрос разбирается у меня в методике).

 

В первом варианте, скорее всего, человек очень много и с интересом читал и очень ответственно учился в школе. Сами знаете, что ТАКИХ на класс 2 – 3 ученика.

 

Во втором варианте всё понятно - ни книги, ни учёба такого человека (и его родителей) никогда не интересовали. Но, как ни странно, ТАКИХ людей не очень много. Гораздо больше тех, кто книжки читал и читает, но к школьному предмету «Русский язык» у них просто отвращение и аллергия. Возможно, виновата учительница русского языка, - ну не можешь ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ учеников своим предметом, так хотя бы не закладывай у них аллергию на правописание. А, скорее всего, виновата первая учительница, - она закладывает не только основы знаний, она закладывает ОТНОШЕНИЕ к этим знаниям. Она должна как-то внушить маленькому ученику, что писать «карова» или «хлеп» должно быть стыдно. Да и роль родителей в этом деле велика, особенно в начальной школе.

 

Третий вариант, естественно, всех интересует больше всего. На первом месте по ответственности за будущую грамотность ребёнка при письме (даже при плохом знании Правил), скорее всего, родители, затем первая учительница, затем, если повезёт, учитель «Русского языка». Родители начинают закладывать основы грамотности, а первая учительница продолжает.

 

САМЫЙ ГЛАВНЫЙ приём в этом закладывании основ грамотности - это ТЕРПЕЛИВОЕ, ПОСТОЯННОЕ и ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ ВНИМАНИЯ ребёнка на его РЕЧЬ. Сначала на его РЕЧЬ устную - ЧТО сказал, КАК сказал и КАК надо ПРАВИЛЬНО говорить (можно и на примерах объяснить - ПОЧЕМУ так правильно). Затем также ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ на ПРОЧТЕНИЕ слов (желательно с объяснениями), а затем контролировать и ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ребёнка на написание СЛОВ.

 

Не менее важное значение имеет прочтение огромного количества книжек с самого раннего детства.

 

Есть также очень простые (но самые эффективные!) методические приёмы образования навыка грамотного письма. Эти приёмы расписаны у меня в методике.

 

5. «Сынок обязательно должен быть грамотным, развитым и вообще самым-самым, поэтому все на нём пробовать не хочу, сначала сама все изучу, а потом уже с ним буду заниматься». Что здесь комментировать? Вторая часть предложения - «… поэтому всё на нём пробовать не хочу, сначала сама все изучу, а потом уже с ним буду заниматься», - это идеальный вариант ОТНОШЕНИЯ родителей к вопросам развития и обучения своего ребёнка.

 

6. Встречный вопрос. А Вы помните себя ДО трёх лет? И я не помню, и все кто это читает, и те, кто это не читает, - не помнят. Какие-то КАРТИНКИ возможно и вспоминаются, но связаны они не с обучением чему-то, а с какими-то событиями, которые как-то повлияли на нас эмоционально. Строгого объяснения этому учёные пока не нашли, хотя различных предположений (и часто разумных) достаточно. Так что не майтесь с буквами, цифрами и подобной ЗНАКОВОЙ информацией. Это для ребёнка «китайская грамота».

 

7. Ребёнок в 1,5 года НЕ может ЗНАТЬ алфавит или цифры. Не надо тешить своё самолюбие и заниматься самообманом. Не надо также даже пытаться после трёх лет как-то заставлять вспомнить то, что он «знал» в полтора года. Просто потому, что, то, что Вы считаете ЗНАНИЯМИ ребёнка полутора лет от роду, на самом деле таковыми не являются. Это и не хорошо, и не плохо. Это Природа, это законы роста и развития. На кого здесь обижаться? Просто, если уж Вы очень этого хотите, то в этих вопросах нужно просто разобраться. Сейчас у вас проблемы другого рода - «не можем сосчитать до пяти, двойка «вылетает» из памяти». А ему что «двойка», что «четвёрка», которая не «вылетает», - ему всё едино! За этими цифрами и числами для ребёнка пока ничего не стоит. «Китайская грамота» продолжается. Не верите? Вот пример из комментариев на мою статью:

 

Это фрагмент из моей статьи:

 

«Я постоянно сталкиваюсь с такой ситуацией - спрашиваю мамочку: «Как у вашего дела с математикой?». «О, мы уже до ста считаем и обратный счёт от 20 выучили!». А «им» только 4 года. Спрашиваю разрешения проверить малыша. Показываю пять растопыренных пальцев на одной руке: «Сколько?», «Пять!» - уверенно отвечает ребёнок. В глазах мамы вопрос ко мне - чего это я такую ерунду спрашиваю? Показываю три пальца на одной, а затем - два на другой руке: «А сейчас сколько?». Ребёнок непонимающе смотрит, то на меня, то на маму - чего это от него дядя хочет? У мамы замешательство, - она никак не ожидала от ребёнка такого непонимания. Это ещё не беда, если только 4 года малышу. По моему опыту 7 – 8 детей из десятка, которым вот-вот в школу, тоже не понимают такого вопроса, хотя считают бойко и до ста».

 

А это комментарий читателя Релли:

 

«Было ужасно любопытно, что мелкий скажет. Быстренько спросила.

 

Первый ответ был: "Три и два". Потом спрашиваю: "А сколько вместе" - вижу в глазах непонимание.

 

Пошла подсказывать: " Ну, а может пять?". Получила твёрдый ответ: " Нет, пять это так" - и показывает все пальцы на одной руке.

 

И только, когда попросила его пальчиком посчитать все мои пальцы, то у нас получилось».

 

Если кто-то надеется, что «у меня более умный, более развитый или более сообразительный ребёнок, то зря надеется, - ум, сообразительность и память здесь не причем. Просто учить этому надо ПРАВИЛЬНО.

 

КАК всему ЭТОМУ учить ПРАВИЛЬНО, расписано у меня в методике.

 

8. «Я ей распечатала и развесила по всей комнате буквы с картинками, на них она не может ответить, что за буква».

 

Встречный вопрос: «А ЗАЧЕМ?». Про буквы и цифры до ТРЁХ лет ответил выше. Вы, конечно, молодец, что развешиваете по комнате картинки. Спрашиваете моё мнение на этот счёт. Совет такой - картинки развешивайте и дальше, но без букв. Просто рассказывайте, придумывайте истории, меняйте картинки и местами, и на другие картинки или на картинки с одним и тем же героем (зайчик, например), но с другим сюжетом - зайчик с морковкой, зайчик под кустиком, зайчик с зайчатами и т.д. и т.п. Вариантов здесь очень много. Находите возможность показать предмет (у нас зайчик) не только на картинке, но и по телевизору, и вживую. ТАКИМ образом Вы будете не только (и не столько) учить своего малыша, сколько РАЗВИВАТЬ у него ВНИМАНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЬ и ПАМЯТЬ.

 

9.Где можно почитать вашу методику, ваши статьи, чтобы лучше понимать - о чём речь?

 

Написать мне на почту.

 

Кстати, если почитать даже то, что написано у меня на сайте, да и здесь тоже, то уже сложится впечатление и представление по вопросам обучения и развития ребёнка, которые я пытаюсь донести до родителей.

NataliFox
Я про вашу методику и кубики узнала на сайте Умница и еще, кажется, у Лены Даниловой. Очень понравилось. Планирую после трех лет заняться этим. Кстати, моего среднего сына я не учила читать вообще (был печальный опыт с дочкой). Как он в 4 года научился сам читать, для меня до сих пор загадка!

Yalunka
Евгений Васильевич, посоветуйте, что дальше с малышкой учить. Ей 10,5 месяцев. Купили моно-картинки месяц назад, под картинкой крупными красными буквами написано то, что на ней изображено. Настя их просто обожает и может их рассматривать со мной БОЛЬШЕ ЧАСА. Если забираю - требует, знает где лежат С лёгкостью выучила 26 животных, птиц и прочей живности. Всех озвучивает ( му-му-кает, гавкает, шипит, мяукает ), тех, кто никак "не говорит" - научилась выговаривать (бабочки, божья коровка, лебедь и т.д.) или показывает, как в игре "крокодил". Что меня удивило - узнаёт животных и на других картинках, и по телевизору, даже схематически нарисованных. Очень любит рассматривать книжечки и смотреть мультики, изводит всех Может часами смотреть, если дать волю. Наизусть уже их знает, озвучивает всех. Ей очень нравиться всё, что связано с визуальным восприятием. Говорит много слов и с удовольствием( мы всячески поощряем), но если просим - не говорит, разве что , если обмануть: а как говорит корова? Она: "Мууууу!". А кто говорит "МУУУ"? Ребёнок отвечает "КООВА". Но это скорее единоразово.
есть у меня карточки с явлениями природы, предметами быта. Это мы сейчас будем учить. А что вы посоветуете - следующим этапом? Какие кубики лучше купить? Читаю Никитиных, про складывание узоров, но пока не разобралась. Что вы думаете об этой методике?
Я понимаю, что она очень маленькая ещё, но у неё прямо голод какой-то, каждый день нужно что-то новое и сложное, у неё получается и восторгу нет предела. Может она просто любит, когда мы рады и хвалим её?

Евгений Чаплыгин
Елена, Вы молодец. Насте повезло, что у неё такая мама. Но раз Вы спрашиваете, попробую ответить.
То. чем Вы сейчас занимаетесь, это не совсем обучение. Это скорее РАЗВИТИЕ малышки. Вы РАЗВИВАЕТЕ у неё ВНИМАНИЕ и ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, УСИДЧИВОСТЬ, СЛУХ, РЕЧЬ,ВОСПРИЯТИЕ, МЫШЛЕНИЕ, ПАМЯТЬ и ещё много нужных качеств.
Всё это обязательно скажется на её дальнейшем ОБУЧЕНИИ и на её ИНТЕЛЛЕКТЕ. Скажется только положительно.
Просто РАЗВИТИЕ - это когда развивают какие-то КАЧЕСТВА (я их выше перечислил), а обучение - это когда человек в итоге приобретает знания, умения, навыки и опыт. Но происходит всё это ТОЛЬКО на основе развитого ВОСПРИЯТИЯ и МЫШЛЕНИЯ. Этот уровень развития достигается где-то в возрасте трёх лет. Так что пока РАЗВИВАЙТЕСЬ на здоровье.
По методикам Никитиных. Всё, что они придумали, - это просто СУПЕР. Ни добавить, ни убавить.
Только не торопитесь. Всё делайте только через ИНТЕРЕС и ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ребёнка, и у Вас всё получится.

Yalunka
Спасибо большое за ответ, Евгений Васильевич!
Евгений Чаплыгин пишет:
То. чем Вы сейчас занимаетесь, это не совсем обучение. Это скорее РАЗВИТИЕ малышки
Да, именно к этому мы и стремимся. Я стараюсь действовать от неё, от её желаний и настроения. Вот сегодня она не захотела играть в карточки с животными, зато минут 30 складывала пирамидку и впервые положила кубик на кубик. Карточки мы отложим на пару дней)).
Хочу попробовать научить её различать цвета. Не уверена, что малыши в её возрасте на это способны. Куплю карточки на днях, попробую )))

Alij
Евгений Васильевич, что мне делать - дочка буквы знает (показывает, когда я называю и прошу), но не читает и даже говорит плохо. Нам 2г. 2м.

Евгений Чаплыгин
Алия, Вы написали, что дочка уже знает буквы, но пока не читает и плохо говорит.
И вопрос - почему не читает, и научат ли читать кубики?
Половина ответа уже есть в вопросе - потому, что плохо говорит.
Я так понимаю, что «знание букв» Вашим ребёнком заключается в том, что она показывает пальчиком на букву в Азбуке, которую Вы называете. Это хорошо только в том плане, что развивает память ребёнка, но с умением читать, даже в будущем почти, не связано. Потому, что освоение навыка чтения, это не знание отдельных букв, а умение ими пользоваться.
Ведь мы, взрослые и уже умеющие читать, и знаем, и понимаем, и даже уже не обращаем на это своё внимание во время чтения, что каждая согласная буква имеет несколько десятков вариантов звучания, когда стоит в слове. А ребёнок, просто знающий алфавит, запомнил только один вариант - тот, который в Азбуке.
Как - то объяснять ребёнку эти тонкости всё равно бесполезно - этого не понимают и 6-ти -7-ми - летние дети, потому, что это целая наука под названием лингвистика.
Но, вот просто практически освоить это умение дети могут. Делают они это где – то на уровне интуиции и на основе уже развитой речи.
И это умение приходит безо всяких теоретических объяснений про буквы и звуки. Не надо ребёнку объяснять - КАК буквы превращаются в звуки при чтении, а звуки превращаются в буквы при письме. Эту теорию будут давать в школе, хотите Вы этого или нет - это по Программе положено.
А Ваша задача, чтобы дочка освоила это практически. И эти кубики для такой цели - идеальный вариант, так как ребёнок на них САМ практически обучается превращать буквы в звуки и в целые слова при чтении, и звуки превращать в буквы и в целые слова - при составлении слов.
Я придерживаюсь в этом плане того, что без развития у ребёнка внятной речи не стоит учить читать по кубикам. По карточкам с готовыми словами можно учить (методика Домана - Маниченко), а по кубикам нет.
Потому что карточку с написанным словом ребёнок запоминает как картинку и эту картинку связывает в своей памяти (ассоциирует) с конкретным образом, понятием или ощущением, а обучение по кубикам предполагает, особенно вначале, запоминание складов, понимание того - « как?» буквы превращаются в звуки и в целые слова. Это более высокий уровень и этот уровень требует более высокого развития у ребёнка таких качеств как внимание, восприятие, мышление и речь. Такой уровень достигается где-то после 3-х лет.
Самое лучшее, что Вы можете сделать для дочки в возрасте 2года и 2 месяца, это прочитать для неё и вместе с неё большое количество детских стихов и книжек с красивыми и понятными для ребёнка картинками. Хорошо бы, чтобы у ребёнка появилось несколько самых любимых книжек и стихов, которые она бы просила прочитать ей ещё и ещё раз. Читайте, спрашивайте, просите пересказать и т.д.
Это идеальный вариант для пополнения словарного запаса и развития речи. На этой основе ребёнок зачитает Вам по кубикам за несколько дней. А с кубиками можно пока просто играть, ничего ей не объясняя.
В этом возрасте у детей почти фотографическая память. Придёт время и Вы обнаружите, что она все кубики уже помнит - названий букв только не знает. Вот на это и уйдёт несколько дней - узнать название букв. Для ребёнка запомнить три десятка букв - вообще не вопрос.
А кубики помогут ей сходу понять - как из отдельных букв получаются целые слова.

Natalij
Из всего, что написано в интернете по Вашим кубикам, создаётся впечатление, что научить ребёнка читать совсем просто. Чуть ли не совсем ничего и делать не надо - поигрались с кубиками и он научился.

Евгений Чаплыгин
В самом вопросе уже два ответа:
научить читать - это действительно просто;
действительно поигрались с кубиками - и он научился.
Навык чтения сам по себе очень простой, почти примитивный.
В реальности у хорошо читающего человека, во время чтения в мозге не происходит никаких заумных мыслительных процессов.
До 90% и более слов в тексте мы считываем очень быстро - как - бы на автопилоте, то есть с ходу определяем их смысл и значение.
А оставшиеся слова, как правило, являются ключевыми в тексте или относятся к специальной терминологии и вот их – то мы считываем, включая сознание и чуть медленнее. Сложные по смыслу статьи и очень длинные и «заумные» слова мы прочитываем, ВДУМЫВАЯСЬ в каждое слово. Получается медленнее, но зато ничего не пропускается и лучше понимается, и запоминается.
Можете проверить на себе, если Вы об этом никогда не задумывались.
Моя методика исходит вот из такой реальности. И все задания и упражнения подобраны, чтобы в итоге получить такую реальность, такое чтение.
Исходя из реальности, что чтение само по себе очень простой мыслительный процесс, получается, что научиться читать действительно просто. Гораздо проще, чем научить ребёнка другим необходимым навыкам.
Сложность для ВСЕХ в том, что очень трудно принять для себя такую мысль - ведь вокруг столько разговоров, столько понаписано об исключительных трудностях при обучении ребёнка чтению.
Если разобраться, то все эти разговоры - миф, а трудности создаются искусственно, чтобы придать какую-то значимость тем, кто сочиняет многочисленные «инновационные» и «научно обоснованные» методики обучения. Сколько народа на этом просто кормится. А бороться с трудностями, о которых Вам подробно рассказали, приходится Вам и Вашему малышу. А ему это надо?
Не надо создавать трудностей и проблем ни себе, ни ребёнку, чтобы затем с ними бороться. Научить читать действительно легко и действительно во время игры.


Verunchik
С какого возраста лучше всего начинать учить читать по Вашим кубикам? Почитала отзывы на разных сайтах и ещё больше вопросов - неужели одинаково легко и просто научить и 6-ти –летку, и 3-х-летку?

Евгений Чаплыгин
Поскольку это не совсем кубики, вроде тех, которые ребёнок привык воспринимать обычные кубики с буквами и картинками, - эти же ещё и крутятся!, то он их воспринимает как игрушку. И это хорошо - что так воспринимает. Маленькие дети на игрушках обучаются лучше, чем на различного рода учебных пособиях. Просто потому, что игрушка ребёнка не напрягает ни в каких отношениях. Поэтому, если вы не будете как-то приставать к своему ребёнку с обучением чтению, то эти кубики можно дать и в 2-3 года - пусть играет с ними. В таком случае - идеальный вариант, когда Вы будете просто отвечать на вопросы ребёнка. А задавать он их будет много и, как всегда - в самый неподходящий для Вас момент. ОБЯЗАТЕЛЬНО отложите свои дела и ответьте, чтобы он понял. Ещё лучше, если как - бы между делом сами спросите или предложите что-то составить. Давай составим слово КИ-СА, или что угодно - пусть сам предложит. И даже не проверяйте специально - запомнил он или нет. Вот так повторится несколько раз и в разных вариантах, и Вы вдруг обнаружите, что он запомнил!
Главное - в этом возрасте никуда не торопитесь, ему не завтра в школу идти, и у Вас нет обязательств - научить читать к 1-му числу следующего месяца. В таком игровом режиме он научится составлять и читать самые простые слова, а Вы и не поймёте - как это у него получилось? Дальше будет совсем просто, так как основа - уметь составить из букв слово и уметь разложить простое слово на буквы, у него уже будет заложена.
А в возрасте 4-5 лет дети вообще элементарно обучаются на этих кубиках. Потому что к этому возрасту уже достаточно хорошо развиваются основные мыслительные процессы, отвечающие за обучение. И всё равно - делать всё надо через игру.

Katerina
Скажите, пожалуйста, вот заявленное Вами «научите своего ребёнка читать за 3 дня» - это действительно так? Ребёнок действительно за 3 дня научится читать?

Евгений Чаплыгин
Читать, как Вы, естественно не научится за 3 дня.
Из опыта выяснилось, что в большинстве случаев 3-х дней, как правило, хватает, чтобы в нужных отделах головного мозга ребёнка 5 – 6 лет установилась правильная программа действий с буквами во время сложения их в целое слово и его последующее прочтение.
Мозг наш ничего специально не придумывает во время чтения текста - это очень долго, не совсем просто, да и затратно для него по ресурсам. Мозг работает очень экономично и прагматично, поэтому по мере установления и закрепления навыка чтения, процесс чтения переводится на своеобразный «автопилот» и протекает по очень простой программе - почти как в компьютере.
Процесс обучения чтению и есть установка такой программы.
Можно это процесс искусственно растянуть на три года, как в школе и делается. При этом успевают устать и намучиться «с этим чтением» буквально все - и учителя, и родители, но меньше всех дети - потому что, если у них не получается, то они просто плюнут на это «Ваше чтение» и что Вы потом будете делать?
А можно в игре и без нервотрёпки и действительно за 3 дня установить у ребёнка в голове такую программу. А дальше по мере совершенствования навыка она (программа) будет работать всё быстрее и быстрее, и без сбоев.
Конечно с ребёнком 2-х - 3-х так быстро не получится. А зачем ему быстро? Ему важнее, чтобы интересно было, и как можно дольше интересно было. Растяните и поддерживайте этот интерес, и он сам в игре научится. А обнаружив, что сам может складывать буквы в слова и что-то прочитать, уже не остановится и будет Вам читать всё подряд, где только увидит буквы.

Katerina
А что если установка какой-то там программы приведёт к механическому и бездумному чтению? Как потом переучивать?

Евгений Чаплыгин
Переучивать на что? Другого чтения просто нет.
Вот Вы сейчас, когда читаете эти строчки, вы бездумно читаете? А что, Вы думаете, что другие читают по – другому? Мы все читаем одинаково, даже на иностранных языках. Мы читаем по программе.
Все элементарные навыки, в том числе и навык чтения, выполняются по программе. Конечно, чтение - это интеллектуальный процесс, но ….
Сколько интеллекта в предложении - «Уходя, гасите свет!»?
Включаем мышление и свой интеллект мы только тогда, когда читаем действительно сложные в осмыслении и понимании тексты или даже отдельные слова. Но читать такие тексты ребёнок будет ох, как не скоро.
А пока ему из каких-то там букв надо сложить и прочитать сначала МА-МА, затем МА-ША, затем КА-ША и так далее.
Вот всё это и есть установка правильной программы по складыванию букв в целые слова и их прочтению.