“Конфета должна быть вкусной без обертки”
или
КАК родители выбирают «обучалки».
Когда подходит время начинать учить малыша грамоте, вы «идёте в интернет» за информацией на эту тему, а затем в магазин. Не нужно долго расписывать - сколько всего вы найдёте и в сети, и в магазине. Всё такое красивое, красочное, интересное, качественно оформленное и сделанное.
На чём же основывается большинство родителей, когда делают свой выбор?
В общем-то ничего необычного - вы интуитивно (хотя думаете и уверены, что - осознанно!) выбираете и покупаете те развивающие и обучающие книжки, игры и пособия, которые понятны вам, скажем так, с первого взгляда. Вам сразу же понятно, ЧТО и КАК вы будете объяснять малышу. Вы искренне убеждены, что ребёнок легко всё поймёт точно так же, как это всё понятно и вам. В конце концов - это же ваш малыш и вы его знаете, как никто другой! Да и книжка или игра такая красочная, с понятными картинками, с понятным описанием, с доступными и интересными упражнениями и рекомендациями, так что никаких сомнений - у нас всё получится.
Это самое распространённое заблуждение и с последствиями, о которых вы не подозреваете.
Почему так?
Потому что вы в своих рассуждениях и убеждениях опираетесь на свои знания и, главное, на свой опыт.
У ребёнка же нет никакого опыта в этом плане, на ЧТО должны лечь новые знания, которые вы пытаетесь занести ему в голову?
** Для справки - новые ЗНАНИЯ могут прикрепиться только к ОПЫТУ, который был образован ранее. В итоге у нас в сознании и в памяти образуется новый ОПЫТ, и мы учимся и развиваемся дальше.
Но и здесь есть один ключевой момент - этот ранее приобретённый ОПЫТ должен быть не а бы каким, а только таким, с которым новые ЗНАНИЯ смогут образовать смысловую связь! Это - Закон обучения и развития.
Сразу же нарисовался вопрос - а какие это должны быть знания и какой это должен быть ОПЫТ, который ребёнок должен получить с самого начала?
Если не знать всего этого и не проделать с самого начала то, что нужно, то вы, скажем так, будете «разговаривать с ним на разных языках».
И вам будет непонятно - «почему он, грубо говоря, тупит?», «почему не понимает элементарных вещей и действий?», «почему он опять всё напутал или забыл, ведь мы только вчера всё двадцать раз повторили?» и ещё куча подобных «почему».
Но это, скажем так, не самая большая беда. Вы можете вовремя спохватиться, задуматься над проблемой, разобраться в ней и многое поправить.
Жалко только, что не все вовремя задумываются.
Гораздо худший сценарий описан далее.
Одна из неочевидных причин, о которых вы не задумываетесь вообще, это то, что практически вся обучающая и развивающая продукция для детей -- это очень доходный бизнес.
А у бизнеса свои законы и ему до ваших проблем дела нет. Появился спрос - сразу появились предложения. Конкуренция на этом рынке сверхвысокая, а новых идей и решений, облегчающих обучение ребёнка с учётом многократно возросших требований, и делающих это грамотно и разумно очень мало.
Производителям остаётся бороться за рынок другими методами - придумывать и производить игрушки и "обучалки", которые бы производили впечатление очень умных, продвинутых и интересных. Нужно же как-то привлечь ваше внимание - вы же всё это потом покупать будете.
Понятно, что «произвести впечатление» и «привлечь внимание покупателя» - это одно, и это - закон бизнеса, а «реально и правильно научить ребёнка» - это другое, и это законы биологии.
Реально - мало кто в бизнесе на игрушках и «обучалках» опирается на законы биологии, хлопотное это дело и не всегда понятное. Так что проще сделать красиво и качественно, а неполученный результат обучения списать на родителей и детей.
Нравится вам то, что вы только что прочитали или нет, верите вы в это или нет, значения не имеет, этот бизнес живёт по своим, а не по вашим правилам.
Чтобы не попасть на маркетинговые хитрости бизнеса на обучающих и развивающих игрушках, ориентируйтесь на фразу, которая вынесена в заголовок - «конфета должна быть вкусной без обёртки».
В вопросе выбора «обучалки» для своего малыша красиво и качественно сделанный фантик не должен отодвигать на второй план сам процесс обучения его итоги, иначе поиграетесь пару раз и забросите.
Ещё одна неочевидная причина является, пожалуй, главной и определяющей ваш выбор.
Причина эта сверхсерьёзная и очень влиятельная, и практически все родители попадают под её влияние. Причина эта, попросту говоря, называется - «Так делают все, кого я знаю или кому доверяю, или кто мне просто симпатичен!». А в психологии у неё есть специальный термин - «социальное доказательство».
Причина эта плохо осознаётся и все происходит как бы на «автопилоте».
Человек вольно или невольно видит, читает и слышит от других, что «так делали, делают и собираются делать все вокруг» и, не включая хотя бы на минуту своё сознание, своё мышление, не задав, хотя бы себе, несколько элементарных вопросов - «зачем», «почему», «а что будет, если …», начинает поступать «как все».
Вы должны знать, что даже если «все» явно или неявно заблуждаются или ошибаются, для «социального доказательства» это не имеет значения - оно всё равно работает! Бизнес этим феноменом психологии людей пользуется на все 200% и вся реклама построена на этом.
Вы каждый день десятки раз видите по телевизору, на рекламных щитах, в прессе и везде, где только можно, рекламу товаров и услуг, где о них вам рассказывают известные или уважаемые вами люди - артисты, актёры, спортсмены и так далее.
А ещё лучше это работает, когда вам об этом говорят «простые люди», «такие же, как вы». И хотя все и всё понимают, что это не более, чем реклама, участие в которой к тому же ещё и хорошо оплачивается, но, срабатывает наш «внутренний автопилот» и мы покупаем, чтобы «быть не хуже других». Это бизнес, построенный на нашей психологии восприятия.
Только поэтому и не по какой другой причине новые идеи, новые изобретения, новые варианты действий, которые по своей эффективности могут в разы превосходить всё старое и привычное, так трудно и так долго приживается в сознании людей.
Должна образоваться своего рода «критическая масса» людей, которые попробовали новое и получили великолепный результат. Только тогда остальные разглядят и скажут: «Ни фига себе, вот это да! И я так хочу!».
И всё бы ничего, когда это касается бытовых каких-то проблем. А поскольку здесь рассматривается проблема в обучении детей, то всё гораздо серьёзнее. Может оказаться так, что пока вы осознаете и разглядите проблему, дитё уже вырастет и будет поздно что-либо поправить. Вот где настоящая проблема-то.
Я знаю, что прочитав всё это, многие предпочтут ничего не менять, - это не так просто, как здесь написано - менять убеждения и отключать хотя бы на время свой «автопилот». Это та психологическая трудность, о которой предпочитают не говорить и даже не думать. Но вы попробуйте, задумайтесь, - это же ваш ребёнок, а не «общешкольный».
Вы прочитали и у вас вопрос - а КАК выбирать?
Ответ, - сейчас это не сложно. Раз вы это читаете, то интернет у вас есть, скайп есть, на форумах и Вконтакте тусуетесь - спросите совета у людей,
запросите в Яндексе отзывы на «обучалку, задайте вопрос по почте или в скайпе, разберитесь в методике, в конце концов.
Мне очень нравится такое высказывание Авраама Линкольна: «Если мне скажут, что это большое дерево НЕвозможно срубить быстрее, чем за 8 часов, то я 7 часов потрачу на то, чтобы хорошо наточить топор!».
В вашей ситуации - это в точку. Потратьте время вначале, разберитесь, чтобы потом не терять зря деньги и время.