О ГЛАВНОМ в обучении детей
Сегодня 15 ноября, год 2013. Кубики выпускаются и продаются уже 4 года и 15 дней. Дата не круглая, но …, всё по порядку.
За это время я услышал, прочитал и получил сотни отзывов на обучение чтению по кубикам. Все отмечают простоту обучения, как для малыша, так и для родителей, - ни готовиться специально не надо, ни понимать чего-либо в правилах педагогики, - просто достали, просто играем и ребёнок просто начинает составлять и прочитывать слова. Конечно, не без вашего участия - в этом деле чудес не бывает.
Пишут и о том кайфе, который испытывают сами родители от того, что дитё у них "всё на лету схватывает, каждый день составляет и читает новые слова, и удивляет всех вокруг".
Кайф - это конечно здорово, хотя испытывает его, как правило, мамочка, а не дитё, - дитё ведь не знает, что «научить ребёнка читать - это трудно», а его мамочка избежала этих трудностей.
Но все эти восторги появляются не сразу, а только в процессе - у кого-то через три дня, у кого-то через пару недель - на этот срок много чего влияет.
Короче говоря - не попробуешь, не узнаешь. Реально получалось так, что для того, чтобы поверить в это, нужно попробовать или увидеть живьём.
Я много раз за это время пытался очень коротко, буквально одной строкой, ответить на вопрос - ПОЧЕМУ дети очень легко обучаются читать по моим кубикам?
Серьёзные объяснения конечно есть - это 4 главных приёма обучения, которые относятся к нейрофизиологии процессов восприятия, мышления, памяти и к интеллекту. Собственно на них и построена технология обучения чтению по кубикам.
Очень важно и то, что в технологии обучения чтению по кубикам отсутствует 3 самых вредных методических приёма обучения чтению, которые не позволяют ребёнку понять, ни КАК составить и прочитать СЛОВО, ни - КАК мы вообще читаем, КАК мы, взрослые, ЭТО делаем? Ребёнок же всё повторяет за нами, копирует, а тут непонятно ЧТО и КАК делать-то?
Из 4-х главных приемов обучения ребёнка чтению, которые заложены у меня, в других методиках встречается только один, зато 3 самых вредных приёма есть у всех, кроме «кубиков Зайцева».
Понятно, что 1-н хоть и очень хороший приём убучения, - это не 4, при этом надо учесть, что работают они хорошо только в связке , зато присутствие при этом 3-х самых вредных приёма обучения чтению, практически убивает этот процесс - он растягивается на месяцы.
Практически получается такая картинка - буквы освоили за неделю - две, а читать СЛОВА не получается уже несколько месяцев ( а про книжки вообще речи нет).
Коротко и понятно объяснить действие этих полезных и вредных приёмов обучения в этой статье не получится - и тема большая, и вникать нужно.
При желании понять про всё это можно, прочитав материалы на этом сайте.
А почувствовать их в действии возможно только в процессе обучения, и то не все сразу.
А хотелось бы сразу, ещё ДО появления первых серьёзных результатов, которыми можно похвастаться.
Теперь, - почему я выделил дату 15 ноября?
Сегодня я получил письмо от мамы троих детей, Светланы Викторовны Виноградовой, которая решила попробовать.
Я получил отзыв, где в пяти словах очень точно выражается ГЛАВНОЕ в обучении ребёнка.
Добрый день, Евгений Васильевич!
С каждым днём всё больше восхищаюсь вашим изобретением, дочка совсем перестала бояться читать, радуется, что у неё получается:), мы с ней набираем из кубиков тексты из её учебников, и она сама хочет заниматься. Думаю это самое гениальное - убрать страх ребёнка перед сложным.
Вот эти пять главных слов - «убрать страх ребёнка перед сложным».
Прочувствовать этот момент и понять это может только мама.
Спасибо Вам, Светлана Викторовна.
И короткий комментарий.
Беспокойство перед неизвестным и сложным, и тем более - страх, - это базовые инстинкты, и если они хоть как-то проявляются у ребёнка в процессе обучения, то НИКАКОЕ нормальное обучение в принципе невозможно, - эти инстинкты блокируют буквально все умственные процессы в голове - ребёнок, скажем так, буквально "тупеет на глазах". Преодолеть можно так - через угрозу наказания нагнать ещё больше страха. Результат гарантирован - получите слегка обученного неврастеника.
А отсутствие беспокойства и страха, наоборот - «включает» у ребёнка природное любопытство - «ЧТО это?», «КАК это?», «а ЧТО будет, если …», - идеальные условия для обучения.
Как всё просто оказалось.